Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ПУТЕВОДИТЕЛЯ

Булгакова А.А.
Научный руководитель – к.ф.н., доцент Е.А. Лядова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
sanechka125@mail.ru

Путеводитель – это печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о городе, стране, историческом месте, музее, туристическом маршруте. Удобен для лучшего ориентирования в незнакомой местности. Структура путеводителя часто подчинена рекомендуемым маршрутам осмотра достопримечательностей описываемой местности.

Редакторская подготовка путеводителя – процесс, включающий в себя несколько стадий, среди которых важное место занимает подготовительный период. Одним из самых важных моментов подготовительной стадии является разработка концепции будущего издания.

По типу издания путеводитель относят к справочным согласно определению: «издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения» [1].

Справочником называют издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей. Справочник содержит комплекс сведений, охватывающих определенную отрасль знания и (или) практической деятельности и строится таким образом, чтобы обеспечить удобство поиска необходимых данных. Для справочников характерна четко выраженная прикладная, практическая направленность. В большинстве справочников структурной единицей является справочная статья (в данном случае под определением «справочная статья» мы понимаем структурные единицы любых справочных изданий, материал в которых систематизирован постатейно), которая содержит ответ на вопрос, вынесенный в ее заголовок, характеризующийся, как правило, четкостью и ясностью. По знаковой природе информации выделяются текстовой справочник, большую часть объема которого занимает словесный, цифровой, формульный или смешанный текст, и изобразительный справочник, в котором основную роль играют иллюстрации [2].

При разработке концепции издания необходимо учитывать его функциональное назначение, читательский адрес, характер содержащейся в нём информации. Так, для путеводителя характерны лаконичность и доступность информации, а также особый подход к оформлению издания.

Особое внимание в справочниках необходимо уделять аппарату издания. Главным критерием его составления должно являться удобство системы поиска необходимой читателю информации, ведь справочная литература предполагает обращение к конкретному участку издания.

Состав аппарата справочного издания включает в себя сопроводительную статью (предисловие), списки сокращений и условных обозначений, систему ссылок, вспомогательный указатель, библиографический список и содержание (оглавление). Обязательным считается наличие в справочнике алфавитного указателя. Также справочник, как правило, содержит предисловие, в сжатой форме дающее общую информацию о данном издании, поясняющее его цели и содержащее рекомендации по его использованию.

Рекомендуется применение визуально-коммуникативных элементов, наличие относящихся к ним оглавления и переменного колонтитула строго обязательно [3].

Концепция конкретизирует типологические параметры предполагаемого издания, четко и полно раскрывает его замысел, задачи, общие принципы подбора и организации материала [4]. Разработка концепции издания требует особой тщательности и конкретности. Необходимо учитывать множество факторов, таких как читательские потребности, экономические и иные ресурсы издательства, а также ситуация на книжном рынке. Определение целевого назначения и читательского адреса издания – ключевой момент в разработке концепции, так как от этого будет зависеть принцип подбора и подачи материала. Читательский адрес является определяющей категорией в планировании издательского проекта.

Для любого издания, в том числе и справочного, крайне важно верно определить читательский адрес издания, то есть выяснить, какая читательская аудитория будет обращаться к данному нему. Читательское назначение издания, или читательский адрес издания, – один из основных признаков, по которым выделяются виды и подвиды издания, поскольку та группа читателей, которой издание адресуется, самым существенным образом влияет на содержание и форму издаваемых произведений и самого издания.

Группы читателей выделяют по возрасту (дети разных возрастных групп, юношество, взрослый читатель), по роду занятий (учащиеся разных ступеней образования, специалисты, представители массовых профессий, научные работники). Издатели и книготорговцы выделяют среди каждой группы потенциальных читателей число возможных покупателей для того, чтобы определить реализуемый тираж.

Затем решается вопрос о способе реализации запросов и на этой основе осуществляется обоснование макро- и микроструктуры издания. Запрос должен быть реализован конкретным способом: например, читатель находит интересующее его слово по алфавиту, в порядке которого организованы статьи. При систематическом изложении материала «вход» в него будет иным: необходима система вспомогательных указателей (или хотя бы один, единый указатель); иными словами, эффективность «входа» зависит от характера и уровня разработанности аппарата.

Таким образом, все аспекты концепции взаимосвязаны, ни один из них не может рассматриваться изолированно от других. Концепция издания учитывает и количественные показатели. Справочные издания различаются по степени полноты сведений, которая зависит от конкретного целевого и читательского назначения издания. Необходимо точно установить, какая степень полноты материала в будущем издании является оптимальной, и соблюдать ее во всех разделах (тематических и структурных).

Литература 

1. http://strana.ru/places

2. http://tambovia.ru/index.html

3. http://www.go-on-travels.ru/