Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Майсейчик  М.Г.
Научный руководитель – к.ф.н., доцент  Зверева Е.А.
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
morelen@bk.ru

Детская журналистика – своеобразная часть медиакультуры. С одной стороны, это полноценные издания, программы, подобранные с учетом возраста аудитории, ее психологии, являющиеся частью СМИ. С другой же – это феномен педагогики, несущий в себе образовательную и воспитательную составляющие. 

Журналистика для детей в России берет свое начало от журнала просветителя Николая Ивановича Новикова «Детское чтение для сердца и разума». Этот журнал еженедельно выходил как приложение к «Московским ведомостям» в 1785-1789 гг. После своего закрытия в 1789 г. «Детское чтение» неоднократно переиздавалось в сборниках.

Девятнадцатый век – время, когда появилась так называемая «культура детства». Если ранее ребенок понимался как «маленький взрослый», то с этого момента европейцы признают детство как особое состояние и детей как самобытную субкультуру, создается множество литературных, музыкальных, театральных произведений специально для юных поклонников искусства. Россия также вливается в поток европейской «культуры детства». Поначалу российские детские журналы представляли собой литературно-художественные издания, возрастные рамки которых были достаточно широкими (от 4 до 18 лет), не различались журналы для девочек и мальчиков. Материалы в них часто не отличались простотой языка, страницы были бедны иллюстрациями, а назидательный тон повествования не мог заинтересовать ребенка.

В среде детской журналистики велись споры о том, какими должны быть издания для подрастающего поколения. Одни (С.Н. Глинка) считали, что детскую литературу и детскую журналистику следует считать самобытным и полноценным явлением, аналогичным от «взрослых» произведений и изданий. Они ратовали за упрощение языка материалов, наличие иллюстраций, особой жанровой структуры.

Другие же (Д.А. Валуев), напротив, стремились к тому, чтобы детская пресса больше походила на журналы и газеты для более старших поколений. В его «Библиотеке для воспитания» отсутствовал развлекательный отдел, иллюстративные материалы, большинство статей были посвящены истории России, биографиям видных деятелей российской науки, культуры, государственной деятельности.

В это время в детской периодике прослеживаются две противоположные  тенденции:

  • стремление одних журналов («Задушевное слово») оградить ребенка от жестокости и несправедливости мира взрослых («розовое детство»);
  • попытки других журналов («Детский отдых») подготовить детей к будущей взрослой жизни, привить им желание с «младых ногтей» быть в курсе происходящего в мире, в т.ч. и в политике.

Февральская и Октябрьская революции породили изменения во всех сферах общественной жизни. Коммунисты видели в детской журналистике и детской литературе мощное орудие пропаганды, стремились с самого юного возраста взять воспитание ребенка под общественный и идеологический контроль.

Советская детская периодика дала лучшие образцы журналов: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Костер», «Чиж» и «Ёж». Несмотря на колоссальную идеологизированность изданий, их качественный характер, уровень публикаций, иллюстраций был весьма высок. «Поучать развлекая» избрали своим девизом многие писатели того времени. Акцент в публикациях ставился на отрицание индивидуальности, коллективное воспитание, детям разъясняли благие цели внутренней и внешней политики советского государства.

С расформированием Советского Союза на российский рынок хлынул мощный поток западной периодики. Государство лишилось монополии на СМИ. Все процессы, произошедшие со становлением новой России, коснулись и детских журналов. Упали тиражи крупнейших советских изданий: «Мурзилки», «Пионера» и т.д. И вместе с тем, появились новые журналы, которые сразу же продемонстрировали общемировые стандарты: русское «Простоквашино» и переводные «Черепашки Ниндзя».

Можно отметить, что с начала 90-х гг., детские печатные СМИ разделились на три потока: журналы, чья история берет свое начало в СССР, («Веселые картинки», «Мурзилка»),  российские журналы, появившиеся после распада Союза («Простоквашино», «Клепа»), переводные издания («Микки Маус», «Русалочка»). Детская пресса стала фактически аналогом взрослой. Помимо научно-популярных, литературно-художественных и универсальных журналов появились также издания исключительно развлекательного плана, пресса отдельно для мальчиков и девочек.

Развлекательная журналистика (и отечественная, и переводная) лишилась какого бы то ни было национального контента. В целом, можно отметить тенденцию, что материалы патриотического, просветительского, краеведческого характера остались на страницах либо специальных изданий, либо региональных универсальных. Процесс глобализации проявляется и в изменении ценностей, бытовавших в советское время. Журналы стремятся прививать общеевропейские нормы морали, этикета, пропагандируют западный образ жизни.

Особенно следует выделить детскую религиозную прессу. Подобные журналы – недавнее явление в нашей стране. Они обладают специфическими качествами, которые не присущи журналам светским, и по-своему трактуют социализацию ребенка. Как правило, религиозные СМИ являются универсальными. Назовем некоторые из них: «Родник», «Лампадка» (православие), «Чудесные странички», «Зернышко» (протестантизм), «Светлячок и его друзья» (ислам).

При отдельных благоприятных явлениях можно говорить об общем падении уровня детской прессы. В современной российской детской прессе сложно встретить качественную литературную составляющую, которой в отечественных детских журналах и газетах всегда уделялось большое внимание. Н.М. Карамзин, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.Л. Барто, С.Я. Маршак сотрудничали с журналами для детей. Выделение рекреационной функции в качестве ведущей в подавляющем большинстве современных изданий, слабое литературное содержание, излишняя пестрота оформления, делают их чтением развлекательного характера, что недостаточно для гармоничного развития личности.  

Литература

1. Гайманова Е.В. Журналы для детей и юношества в контексте отечественной художественной культуры первой четверти XIX в. // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. 2011. № 1. С. 269 – 272.

2. Грабельников А.А., Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. – М.: РИП-холдинг, 2001. - 236 с.

3. Есин Б.И. История русской журналистики (1703 - 1917). – М.: Флинта: Наука, 2006. - 464 с.