Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Гриднева З.Ю. 

СОВРЕМЕННЫЕ ВИРТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ

г. Тамбов
zoyadementeva@gmail.com

На сегодняшний день социология досуга приобретает многозначность, обозначая развитие культурных стратегий проведения свободного времени в рамках конкретной субкультуры, сообщества. Рассмотрение культуры досуга в социальном аспекте, является важным выделение тех ценностных ориентиров и целей, которыми руководствуется человек при выстраивании собственного видения досуга. В условиях изменения структуры культурного пространства (возникновение новых субкультур, рассеивание доминирующих культурных стратегий в виртуальном пространстве культуры) культура досуга становится средством самоидентификации индивида, обозначает не только его личностные приоритеты, но и выражает привязанность к определенным «воображаемым сообществам», разделяющим данные формы досугового поведения.

Досуг - совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом [1].

Досуг, в качестве социокультурного феномена, не является беспристрастным свидетелем изменений, которые происходят постоянно, а вбирает в себя все новые и новые черты, видоизменяясь в соответствии с трансформацией культурных стереотипов, определяющих и подпитывающих отношение людей к проблемам отдыха, свободы, занятости, труда.

Одной из предпосылок трансформации социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, как отмечают исследователи, являются процессы глобализации - все возрастающего влияния различных факторов международного значения, в том числе информационного и культурного обмена. К данным процессам относится формирование сети Интернет [2, с. 15-18].

Одни виды досуговой деятельности молодежи перестают быть распространенными и популярными (художественные и народные промыслы, техническое творчество), другие претерпевают кардинальные изменения своего содержания (чтение, дискотека и др.). Появляются абсолютно новые виды деятельности, которые не имели раньше места в практике проведения досуга (граффити, Интернет и др.), что можно объяснить изменениями, во-первых, ценности самого пространства досуга для молодежи, во-вторых, целей деятельности, которые реализовываются в сфере досуга, и, в-третьих, средств, которые используются для этого, - то есть досуговых стратегий молодежи [3, с. 57]. Следовательно, можно вести речь о виртуализации досуга, которая проявляется в настоящий момент в двух основных формах, которые следует проанализировать подробнее: увлеченность компьютерными играми и социальными сетями, либо в тех формах досуга, которые реализуются с помощью всемирной сети.

  Компьютерная игра как артефакт современного мира, который не имел ранее аналогов, выступает средством моделирования виртуальных сред, которые поддаются отражению и восприятию человеческой психикой, могут восприниматься и осознаваться как реальность. Из этого следует что, чем большей реалистичностью обладают компьютерные игры, тем сильнее психологическое воздействие, которое они оказывают на человека. Компьютерные игры дают уникальную возможность перенестись в мир грез и иллюзий, и с каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество «компьютерных фанатов» или «геймеров». Безусловно, что компьютерная игровая продукция рассчитана на максимальное вовлечение игрока, такова маркетинговая политика. Игры вовлекают человека в интересную для него деятельность, где он перестает быть пассивным наблюдателем, он активно влияет на происходящее. Настойчивое стремление геймера уйти в виртуальную реальностью компьютерных игр основывается на смещении удовлетворения потребностей. Имея проблемы в реальном мире, человек находит возможность реализовать их в мире виртуальном [4].

    Сегодня появление новой виртуальной сферы общения привело к тому, что все большее количество молодых людей заменяет общение с реальными людьми на общение с виртуальным собеседником. Собственно, благодаря социальным сетям теперь любой человек может поделиться своими радостями и горестями, рассказать об успехах и неудачах.

Но несмотря на то, что социальные сети дают человеку возможность для безграничного общения, стирают границы этого общения, происходит постепенная замена реального общения виртуальным. Иногда случается так, что людям уже не о чем поговорить при встрече, так как все новости уже были освещены на страничке в социальной сети и нет необходимости встречаться, чтобы показать фотографии или поделиться впечатлениями о каком-то значимом событии в жизни. На сегодняшний день все больше людей, в том числе и среди молодежи, становятся заложниками социальных сетей, что и приводит к отчуждению от внешнего мира, а соответственно в связи с этим могут возникать проблемы в общении с реальными людьми. 

В жизни молодых людей Интернет и социальные сети занимают значительное место, выступая в качестве способа проведения досуга и средства общения. Длительное препровождение в социальных сетях часто отрывает молодых людей от реального общения, которое так необходимого для полноценного развития личности.

Так как процесс общения осуществляется на расстоянии, межличностные контакты значительно обедняются. Навыки «живого общения» люди могут отработать только в реальной жизни, а виртуальная жизнь социальных сетей ставит в ситуацию, когда данные навыки не используются, становится сложнее определять эмоциональное состояние собеседника при живом общении и поэтому труднее становится выбрать правильную линию поведения. Легкость прерывания контактов не дает возможности развивать умение решать сложные конфликтные ситуации общения. Все это может привести к нарушениям адаптации в обществе [5, с. 23].

Сегодня Интернет необходим для организации приятного времяпрепровождения, что позволяет отнести его к досуговым видам деятельности для молодежи и рассматривать его в качестве одного из факторов, который определяет изменения пространство досуга современной молодежи.

Если рассматривать Интернет как форму, которая замещает другие формы досуга, например, того же чтения, то, скорее всего, мы зайдем в тупик, так как не сможем найти достаточных оснований для того, чтобы это доказать. Вместе с тем, нельзя не соглашаться с мнением, что компьютер по своему влиянию на человека ближе к книге, чем к телевизору. Кроме того, вполне возможно расширение или замещение Интернетом живого общения, других видов досуговой деятельности, например, таких, как посещение кино, концертов, театров.

Проблемы виртуального досуга изучаются в настоящее время не только социологией, но и культурологией, социальной философией и многими другими науками в области социального знания. Задачи, решаемые сегодня в сфере досуга, настолько масштабны, широки и многообразны в своей социальной направленности, что это позволяет исследователям подходить к досугу как к значимой части социальной системы, во многом определяющей содержание и характер всех других сфер общественного развития.

Потенциал виртуального досуга предоставляет большие возможности для формирования нравственных ориентиров как отдельной личности, так и различных социальных групп современного общества. Досуговая сфера активно влияет на общественное сознание, формируя в нем ценности, одобряемые обществом и, как правило; им же поощряемые; располагает безграничными возможностями для реализации многообразных духовных потребностей общества и каждой личности в отдельности. В виртуальном досуге присутствуют моменты творчества, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания. Вместе с тем сфера виртуального досуга - значимая часть экономической жизни общества, она приносит существенную прибыль и в ней заняты десятки тысяч людей, заинтересованных в клиентах сферы досуга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.      Социологический словарь проекта Socium, 2003 Г. // Национальная энциклопедическая служба URL: http://voluntary.ru/dictionary/572 (дата обращения: 11.03.2015)
  2.      Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001.
  3.      Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. – М.: Аспект Пресс, 2003.
  4.      Интернет-аддикция в подростковой среде // Отдел детской социальной психиатрии ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Москва. URL: http://www.rusmedserv.com/psychsex/main003.htm (дата обращения: 8.03.2015).
  5.      Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум дистанционного обучения. - М.:ИОСО РАО, 2000.