Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Белова Э.Н.

СЛУХИ КАК ЭЛЕМЕНТ МАССОВОГО ОБЩЕНИЯ

г. Тамбов
eleonor.belova@yandex.ru

Происходящая в современном мире глобальная трансформация общества в информационно-коммуникативное сопровождается проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества. Происходит глубокое  переосмысление коммуникативной природы социальной реальности, изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества.

Деятельность людей всегда неотъемлемо связана с общением, коммуникация является главным характерным признаком и условием нашего существования. Рост значимости коммуникации объясняется рядом важных причин, среди которых необходимо назвать изменение условий жизни общества, повышение уровня осведомленности и компетентности людей, рост значения общественного мнения, появление инновационных технологий – прежде всего, Интернета – предоставившего возможность неограниченного доступа к информации в режиме реального времени.

В данных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как массовая коммуникация, а слухи, как элемент массового общения, вызывают огромный интерес. Слухи оказывают мощное влияние на формирование общественного мнения, во многом показывая эффективность коммуникации.

Исследования социальных философов, связывающих слухи с проявлением массового сознания, занимают особое место в изучении феномена слухов. Типичной в этом отношении является точка зрения А.С. Ахиезера. Он соотносит возникновение слухов со стремлением массового сознания освоить инновации на основе своей субкультуры, постоянно воссоздавать картину мира и переводить ее в план действия. В этой связи, Ахиезер дает следующее определение : «Слухи – постоянно действующая система интерпретации событий массовым сознанием в соответствии с исторически сложившимся менталитетом. Слухи – неофициальная форма связи в большом обществе, постоянный процесс освоения событий в дуальной оппозиции: комфортное – дискомфортное состояние, тайный шепот широких масс, формирующий общую духовную атмосферу в обществе, против которой бессильны как система массовой информации, так и самые крайние методы массового террора. Слухи, достигая определенной степени интенсивности, порождают страх, фобии, дискомфортное состояние; могут превратиться в массовые действия, в неповиновение власти, в погромы и т.д., массовые движения, например бегство в «обетованные земли», паническая скупка товаров и т.д.» [1, с. 339].

Слухи бывают разными, и соответственно существует множество оснований, по которым можно их классифицировать.

По результатам влияния на сознание и поведение людей выделяют слухи: 1) будоражащие общественное мнение, но не выходящие за рамки явно выраженного асоциального поведения;

2) вызывающие антиобщественное поведение части населения;

3) разрушающие социальные связи между людьми и выливающиеся в массовые беспорядки [2, с. 71].

Согласно классификации Ю.В. Рождественского для слуха характерна однократная воспроизводимость перед данным слушающим. Второй раз одному и тому же человеку данный слух не пересказывается. При этом важным отличием является и то, что слух обязательно подвергается дальнейшей циркуляции. Слушающий затем становится говорящим и передает этот слух дальше. Этот тип сообщения можно назвать самотрансляционным. Природа самотранслируемого сообщения такова, что его трудно удержать в себе. Человек в любом случае старается передать его дальше, а передав, испытывает психологическое облегчение [3, с. 194].

Важной коммуникативной составляющей, характерной для слуха, является его устность. Слух принципиально принадлежит неписьменной коммуникации. Он распространяется в устной среде, теряя многие свои качества, попадая на страницы, например, газеты. Там он служит лишь поводом для опровержения или подтверждения, однако не является при этом уже самостоятельной единицей. Особый характер слуха заключен еще и в особой тематике. Определенная яркость содержания слуха достигается как терминализацией представленных в нем событий, так и популярностью героев этих событий [4, с. 20].

Важнейшим моментом для понимания сущности слухов является выявление их социальных функций. Одной из основных функций слухов является снабжение человека информацией в неопределенных и угрожающих ситуациях, повышение способности ориентации в окружающей его реальности. Однако слухи нередко оказывают серьезное влияние и непосредственно на реальное поведение людей, значительно усиливая напряженность и массовые волнения в обществе. Слухи – это также весьма распространенный способ релаксации и развлечения, своеобразное проведение свободного времени [5, с. 16].

Возникновению и распространению слухов способствует ряд социально-психологических обстоятельств. Возникают слухи в условиях желательной, значимой информации при неудовлетворенном интересе. Если человек не чувствует себя в безопасности – он испытывает тревогу, страх. Эмоциональное напряжение само по себе является фактором возникновения слухов, с помощью которых люди контролируют угрожающие условия реальности. Также делясь, друг с другом тревожными опасениями происходит эмоциональная разрядка. Дефицит или слабая официальная информация, о какой-либо ситуации. Конфликтующие стороны также часто распространяют слухи, точнее «порочащий компромат».

Передавая другому сведения («эксклюзивную» информацию), составляющие содержание слуха, человек поднимает себя в своих глазах и во мнении окружающих, как человек более осведомленный, приближенный к уровню людей, обладающих подобными сведениями. Здесь же можно рассматривать и потребность во власти. Информационная власть с успехом может реализовываться в поведении людей, с кем-то делящихся информацией, а с кем-то нет. Чувство солидарности выражается в стремлении помочь коллегам, друзьям по работе, предупредить их и дать возможность самим или совместно подготовиться к встрече с неприятным событием. Также, фактором распространения слухов может являться побуждение других к поддержке себя и своей позиции, подталкивание к групповым действиям, которые распространитель слуха не решается совершить сам, в одиночку [6, с. 362].

На распространение слухов активно влияют средства массовой информации. Прежде всего, отсутствие или недостаток информации по какой-либо теме в СМИ благоприятствует появлению и циркулированию слухов по этой тематике, – они-то и заполняют информационный вакуум, достраивая картину события. СМИ также могут быть непосредственным источником слухов, публикуя недостаточно проверенную информацию. Кроме того, телевидение и пресса порой вносят решающий вклад в процесс затухания слухов, предоставляя подробную и ясную информацию по их тематике.

Каждый слух имеет свой «жизненный цикл». Некоторые слухи «умирают» естественной смертью. Они затухают, поскольку люди «устают» от данной темы и новые события начинают вызывать больший интерес. Прекращаются слухи и в том случае, когда исчезают обусловливающие их страхи и напряжение. Причиной «гибели» слуха может быть также успешное проведение мероприятий по их опровержению [7, с. 3].

Результаты воздействия слухов можно рассматривать, по крайней мере, на трех уровнях: индивидуальном, групповом, общенациональном [8, с. 282]. У отдельной личности слухи могут уменьшать эмоциональное напряжение, давая для него своеобразную отдушину; однако в отдельных случаях слухи не только не приводят к снижению напряжения и беспокойства, но еще больше провоцируют их.

Воздействие слухов на групповом уровне проявляется в виде поддержания групповых или классовых границ: члены определенной социальной группы при помощи слухов подчеркивают различия между собой и «чужими», что способствует формированию групповой идентичности.

На общенациональном уровне слухи служат различным целям. Они применяются в качестве «пробного шара»: запуская соответствующий слух, выясняется, кто и как будет реагировать на его содержание. Зная, какую реакцию он вызывает, можно соответствующим образом спланировать будущие действия.

Таким образом, под слухами и их циркуляцией понимаются такие процессы межличностного общения, при которых некоторый эмоционально значимый сюжет становится достоянием обширной и чаще всего рассредоточенной аудитории.

Широкое распространение слухов в современной России – это в значительной мере отражение радикальных социально-экономических трансформации, свидетельство существенных изменении в массовом сознании. В условиях значительного изменения объема и структуры информационного вещания слухи помогают людям ориентироваться в новых, изменяющихся условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т. 3. М.,1991.

2. Китов А.И. Личность и перестройка: заметки психолога. М.,1990.

3. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М.,1979.

4. Менделеев А. Козни «мадам молвы»: Как возникают слухи // Литературная газета. 1969. № 7.

5. Шибутани Т. Социальная психология. М.,1969.

6. Латынов В.В. Слухи: социальные функции и условия появления // Социологические исследования. 1995. №1.

7. Куликов Е.М. Слухи в условиях прогресса коммуникативных технологий: парадоксы системы массовой коммуникации XXI в. // Социологические науки. 2011. №1.

8. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.,2006.