Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Спирина А.А.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ МАРКСА КАК ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

г. Мичуринск
atenna08@yandex.ru 

Идея экономического материализма явилась у Карла Маркса как интуиция, известная догадка или впечатление, с одной стороны, от той экономической действительности, которая его окружала, а с другой стороны, от углубленных занятий политической экономией. Экономический материализм понимается в настоящее время нередко как учение, отмечающее чрезвычайную важность экономических факторов. Но у Маркса, по его глубочайшей идее, экономический материализм имеет совсем не это значение или, по крайней мере, это есть лишь нечто производное. У Карла Маркса экономический материализм имеет все признаки метафизики истории, не эмпирического (основанного на опыте), но метафизического (основанного на постулируемой без доказательств догме) учения. Это есть учение о сущности истории, совершенно аналогичное по духу метафизическим учениям Фихте, Гегеля и некоторых других. Но если у Гегеля сущность истории сводится к развитию понятий или движению мирового духа, то у Маркса сущность истории сводится к закономерному развитию экономического базиса. По отношению к этой единственной реальности, субстрату истории, все ее проявления, все стороны исторической жизни оказываются надстройкой. Это не значит, чтобы их не существует в эмпирическом смысле (например, религия, литература, мораль признаются как факт, но объявляются надстройкой), но это значит, что их существование в метафизическом смысле иллюзорно, несамостоятельно, не им принадлежит действительная, самобытная реальность в истории, она принадлежит лишь экономическим факторам [1].

Для правильного понимания учения Маркса нужно указать на его философскую связь с бентамизмом. Бентамизм рассматривает человеческую личность и человеческое общество как арифметику интересов. Теория Карла Маркса делает еще один шаг и прибавляет, что эта арифметика интересов приводит к образованию групп с одинаковыми интересами или общественных классов.

Для философии истории марксизма характерно утверждение не о том, что в истории наблюдается борьба классов, а то, что история есть только борьба классов, и экономическая борьба классов есть истинная цель исторического процесса. Что касается самого понятия класса, то у Маркса оно остается совершенно невыясненным и неопределенным, но можно заключить, что класс есть группа лиц, имеющих одинаковые интересы, с одной стороны, а с другой стороны, класс есть группа лиц, выражающих известную тенденцию или сторону в развитии производительных сил в данной организации производства.

Проблемы существования социальных общностей и в первую очередь классов с противоположными экономическими интересами стали главным предметом его исследований. Согласно философии Маркса, миром правят не любовь и не голод, а социальная необходимость в форме материально-экономических интересов, безраздельно владеющих людьми. Диктат этих интересов столь же беспощаден, как и диктат инстинктов[2, с.191].

Указывая на определяющее значение в истории борьбы классов, Маркс является, как его характеризует Зомбарт, историческим пессимистом; он ищет объяснение истории исключительно в низших ее сторонах. Нельзя не отметить при этом в самом Марксе странного и поразительного даже контраста между этим его пессимизмом настоящего и оптимизмом будущего. Все прошлое истории и все настоящее истории для него представляются как борьба классов, заводящей пружиной которой являются личные интересы, между тем для будущего государства им предвидится полная гармонизация этих интересов, как бы нейтрализация их.

Исходная посылка социальной теории Маркса напоминает в некотором смысле евангельский тезис о том, что «мир лежит во зле», поскольку общество разделено на классы эксплуататоров и эксплуатируемых. Такое общество устроено несправедливо, изменить это возможно только лишь путём радикального преобразования – революции.

Таким образом, для К.Маркса всемирно-исторический процесс, прежде всего, представляет собой историю человеческой социальности, но не человеческой духовности [2,с.193].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сайт Русская историческая библиотека 2015 http://rushist.com/index. php/philosophical-articles/2793-filosofiya-istorii-karla-marksa

2. Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: Учебник. СПб.: Издательство «Лань», 2002. 384 с.