Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Трофимова Т.Б.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЯН

г.Орел
teressat@mail.ru 

Современное российское общество проходит множество ступеней формирования многих сфер жизнедеятельности. Молодое поколение активно вовлечено в масштабный процесс изменений, в котором часто сталкиваются различные элементы духовной жизни. Возникают новые направления развития духовного потенциала молодежи, среди которых, особое место занимают духовно–нравственные ценности. Данное явление требует рационального выбора требуемых решений.

Как известно, общественно – политические процессы непосредственно влияют на развитие и формирование ценностных ориентаций молодежи, так же как и устоявшиеся ценности теряют свою значимость и становятся зависимыми от действий и политики молодого поколения граждан. Это объясняется тем, что нынешнее положение подрастающего поколения довольно противоречиво.

Так, в нынешней России преобладает  буржуазное общество, что влечет за собой поведение потребления. Соответственно, данные условия «диктуют» технику восприятия морали и норм социума, которую наиболее интенсивно впитывает в себя именно молодое поколение. В результате, на первое место выступают такие ценности как деньги, власть, престиж, социальный статус и многие другие. Несмотря на это, не стоит забывать, что молодое поколение очень разнообразно, и наряду с негативными ориентациями в сознании многих молодых присутствуют и  традиционные ценности.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) можно сказать, как россияне характеризуют современную молодёжь[1].

Молодёжь 18-24 лет чаще всего считает самым подходящим временем для молодости сегодняшние времена (49%). Среди респондентов 25-34 лет свыше трети (37%) считают, что сейчас они уже не молоды, «их» время было лучшим для того, чтобы быть молодым, и оно позади. Старшие поколения также ностальгируют по временам своей молодости (48-51% среди тех, кому за 45 лет);

Респонденты перемежают положительные характеристики с отрицательными. С одной стороны, наша молодежь профессиональна (11%), знает, чего хочет и стремится этого добиться (11%), любознательна (10%), независима (7%); с другой - эгоистична (13%), цинична (8%) и может нахамить при случае (10%).

Самые молодые респонденты придерживаются лучшего мнения о своём поколении, подчёркивая такие его качества, как целеустремленность (17%), стремление к новому (16%), образованность (15%), независимость (11%), стремление к лучшей жизни (10%) и эгоизм (10%).

Обществу присуще мнение, что для молодёжи характерен в большей степени цинизм, чем стремление к высоким идеалам, (53% против 32%); что она мало интересуется нашей историей и культурой, больше ориентирована на западные ценности (65%, против 25%); но большинство молодых людей из окружения опрошенных предпочло бы жить и работать в России (46%, против лишь немногим меньше - 35%). За три года респонденты стали реже приписывать молодёжи ориентированность на западные ценности (было 70%, стало 65%), цинизм (было 60%, стало 53%) и желание жить в России (был 51%, стало 46%).

Молодёжь к своим сверстникам относится менее критично, чем россияне в целом. По мнению 18-24-летних респондентов, молодёжь скорее тянется к высоким идеалам, чем равнодушна к ним (51%, против 35%); больше ориентирована на западные ценности (58%), но и русской историей и культурой интересуется часто (35%). Среди самых молодых сильнее выражено мнение, что российская молодежь собирается жить и работать в своей стране (так считают 55% против 35% среди молодёжи).

Отношение к молодежи всегда оставалось актуальным для общества и государства. Оно впитывало в себя тот уровень развития страны, который заложили новые поколения. Выражается это в восприятии молодежью функционирования и жизни данного общества, в оценке своего вклада в развитие социума, и, наконец, в том, в какой степени молодое поколение является фактором развития или фактором, затрудняющим рост государства и общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]: российская молодежь глазами россиян, 2000–2015. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10330 (дата обращения: 07.05.2015).