Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

АзизОздемир, Мерт Акташ 

ВЕЛИКИЕ ЖЕНЩИНЫ ДРЕВНЕЙ ЭПОХИ

Стамбул, Турция
azizardemir@mail.ru
 

К культурным достопримечательностям древних городов России относятся башня Сююмбике в Казани и часовня княгини Ольги в г. Пскове. Эти сооружения необычайно красивы и названы в честь двух великих женщин, память о которых до сих пор жива, так как легенды о них передаются из поколения в поколение.

Княгиня Ольга(ок.890-969)правила Древней Русью после смерти своего мужа Игоря. Она первая из русских правителей приняла христианство задолго до крещения самой Руси. Ольга родилась в Пскове, в деревне Выбуты. Её сосватал за князя Игоря Олег Вещий. После трагической смерти своего мужа князя Игоря овдовевшая Ольга семнадцать лет правилаДревней Русью.

Царица Сююмбике - правительница Казанского ханства. Она была женой трех казанских ханови одной из первых мусульманок, ставшей во главе государства. Она первая приняла ислам. Ее мужей звали Джан-Али,Сафа-Гирея и Шах-Али.Так же как и княгиня Ольга, царица Сююмбике после смерти мужаСафа-Гирея стала главой государства. Но она правила государством около двух лет. И у Ольги, и у Сююмбике было по одному сыну. Сына княгини Ольги звали Святослав Игоревич, сына Сююмбике -Утямыш-Гирей.Так как несовершеннолетние дети не могли пока управлять государством их заменили матери.

Трагична женская судьба княгини Ольги. Древляне, не выдержав несправедливых сборов податей и налогов напали на дружину и убили ее супруга князя Игоря. Ольга жестоко мстила древлянам за смерь своего мужа и полностью покорила древлян. Она, как мудрая правительница, поняв причину бунта и убийства князя Игоря, установила систему погостов, где собирали в определенное время дань. В 945 году княгиня Ольга установила размеры «полюдья». Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси. Чтобы наладить связи с Византией она первая приняла крещение, которое проходило в 955 году в Константинополе и была наречена новым именем - Елена.    

 

Княгиня Ольга

Царица Сююмбике

Ольга призывала и своих подданных и взрослых детей пройти обряд крещения. Но ее дети, боясь насмешек со стороны своей дружины, были непреклонны и оставались язычниками до самой смерти. В 968 году печенеги напали на Русь. И Ольга со своими внуками бежала в Киев. Святослав вернулся из похода, снял осаду и освободил город. На следующий год он вновь собирался идти с дружиной в Переяславец, но мать, чувствуя свою смерть, не отпустила его. Через 3 дня княгиня Ольга ушла из жизни, она умерла 11 июля 969 года. Перед смертью она просила похоронить ее по христианскому обычаю, а не по обычаю язычников.

В 1551 году после того, как войска Ивана Грозного взяли Казань, Сююмбике была взята в плен. Легенда гласит, что царица Сююмбике, не пожелавшая быть плененной, спрыгнула с башни. Эта башня с тех пор носит ее имя. Наиболее вероятная дата ее смерти – 1557 год. Последние годы своей жизни она провела в г.Касимове, так как была выдана насильно замуж за ненавистного ей хана Касима, который был врагом древних булгар. Там, в тоске и забвении она умерла, могила ее неизвестна. Сын Сююмбике Утямыш был в Москве крещен. Он недолго прожил, всего 20 лет и скончался от тоски по матери и родным землям.

История жизни и деятельности этих двух великих женщин, некогда справедливо правивших своим народом, показывает величие женского духа, героизм и преданность своему народу и государству.

 

Память о Сююмбике - башня в г. Казани     

Память о княгине Ольге-часовня в г.Пскове

И Царица Сююмбике, и княгиня Ольга немало сделали добрых дел для своего простого народа и для укрепления величия своего государства.

Они заслужиливечную память, о них слагаются песни и стихи, ставятся спектакли и снимаются фильмы, в их честь построены красивые архитектурные сооружения, которые являются культурными достопримечательностями старинных городов России.

Список литературы:

  1. Башня Сююмбике. Легенды и реальность // Вечерняя Казань-1988 6 мая.
  2. Усачев А. С. Эволюция рассказа о происхождении княгини Ольги в русской книжности середины XVI в. // Псков в российской и европейской истории: Международная научная конференция: В 2 т. Т. 2. М., 2003. С. 329—335.