Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Ложкин Р.А.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И ЕЁ ОТРАЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

г. Реутов, Россия
master_of_elite@inbox.ru

На сегодняшний день, в России, да и в ряде других государств наблюдается пристальный интерес к проблемам в области социальной стратификации, как в самом государстве, как и за его приделами. Вызван подобный интерес, прежде всего представителями высших социальных страт. Обладание чертами лидерства и власти не только условно отображает дихотомию элита-масса, но и способно воздействовать как на носителей культуры - коренного населения страны и иностранцев, находящихся на её территории, так и на геополитическую ситуацию, в различных примерах с разной степенью вовлечения внешних сторон. Что в свою очередь заставляет с особым вниманием подойти к социологическому осмыслению облика наиболее высокопоставленных страт населения, и способах вертикальной мобильности.

Выражаясь другими словами, социальная стратификация, как в нашей стране, так и во многих развитых странах, диктует научную потребность в исследовании всех возможных аспектов, прямо или косвенно связанных с проблемами элит. Выражаясь более конкретно, недавняя, всем известная “вооруженная смена элит” является событием, повлекшим за собой ряд социальных, юридических, экономических последствий, не только внутри общества где имеет место быть происходящее явление, но и в отношении к другим странам и политическим системам. На наш взгляд только пристальное изучение причин, и форм современной социальной стратификации поможет ответить нам на вызовы времени которые продиктованы последними событиями в мире.

 Анализ процесса элитогенеза как акта социальной мобильности, а также изучение экономических, культурных и политических элит, в различных странах мира, позволяет говорить нам о том, что «правящий класс», не всегда руководствуется интересами основной массы населения, а порой толкая её на преступления, как в известных нам примерах.

 Не секрет, что особенность мышления (т.е. нормы, ценности, стереотипы, предрассудки, идеалы, теоретические знания и практические умения) рекрутов в наивысшие страты общества, а также власть имущих и культурных элит, определяет не только принимаемые ими решения и действия, но и в последствии, дальнейшую социальную и культурную динамику. Как результат  на состояние всего общества в целом.

Соглашаясь с В.Парето, в том, что, конкретное состояние социальной системы в конкретное время и в конкретном месте обусловлено некоторыми факторами:

  • внешние природные условия: климат, флора и фауна, почва, геологические условия и т. п.
  • внешние условия неприродного характера, имеющие отношение к определенному обществу в определенное время. К которым, мы можем отнести воздействия на данное общество другими сообществами (в геополитическом аспекте) и историческое давление последствий предшествующих воплощений этого же общества (во временном отношении).
  • внутрисистемные элементы, где основными составляющими являются раса, «осадки» или демонстрация ими «чувства», «производные», а точнее интересы, стремления, к наблюдению, состояние знаний способность к рассуждению, и т. д.,

считаем необходимым заметить очевидность величины степени влияния высших страт. [1с.135]  В.Парето без устали обращает наше внимание на взаимозависимость всех элементов социальной системы, и как следствие этой взаимозависимости - перемены происходящие в одних элементах системы, неизбежно вызывают изменения в других. [1с.136] И подобные изречения перестают быть только словами в тот момент, когда мы имеем возможность наблюдать в кризисном обществе процесс формирования и становления элит, а в частности: социальные лифты, каналы рекрутирования элит. Так как в подобном обществе в качестве социальных лифтов могут быть использованы революции, войны, завоевания, а в качестве каналов рекрутирования действия криминогенного характера, стоит отметить, что социальная мобильность преобладающего большинства населения в такие моменты имеет нисходящий характер.

По меткому замечанию В.Парето «История - это кладбище аристократий» которое, опирается на предположение о том, что элита должна обладать способностью убеждать, опираясь на человеческие эмоции, и способностью применять силу, когда это необходимо, данные понятия являются взаимоисключающими и управление происходит либо посредством силы, либо посредством убеждения. В тот момент, когда элита неспособна прибегнуть к одному из этих качеств, она теряет власть и уступает пьедестал другой элите, способной применить убеждения или силу. [1с.137]

Обращая пристальное внимание на различные подходы к дефиниции элиты, и различие сфер в рамках которых, мы имеем право отнести конкретного представителя к наивысшей страте, необходимо заметить, что есть некий общий знаменатель. Подобного рода основу составляет генезис представителей элит. Речь идет и о ротации в привилегированную страту и о непосредственном формировании носителя высоко престижного статуса «элита», так как на наш взгляд данные процессы сопряжены. Иными словами готовность рекрутов использовать силу и убеждение. Различия, которые очевидны при применении разных подходов (речь идет о меритократическом, альтиметрическом, консервативном, а так же элитарном и эгалитарном подходах) к пониманию социальных феноменов «элиты» и «элитогенеза», не должны отвлекать исследователя от возможности обращать внимание на окружающую социальную среду, в которой происходит рекрутинг и формирование элит, а  особым образом должно обратить внимание на каналы использующиеся для продвижения наверх. Приобретение наивысшего статуса в определенной сфере не всегда является законной, и эзотерика находящаяся на вооружении «высшего сословья» не всегда позволяет иметь достоверные, объективные, социологические данные. Поэтому остается еще множество вопросов, которые требуют глубокого и включенного научного теоретико - методологического изыскания и осмысления.