Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ВУЗОВСКИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

Чувашов А.Г.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
dcv@front.ru

Методическое пособие (от др.-греч. ??????? — путь исследования или познания, и от др.-русск. пособлять - содействие кому-либо, чему-либо, помощь, поддержка) - разновидность  учебного издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты занятий, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь преподавателям и учащимся.

Необходимость создания ВУЗом собственных методических пособий диктуется наличием большого разнообразия учебной литературы, разнообразия качества и манеры изложения материала, а также недостатком учебной литературы для учащихся, не владеющих русским языком, но в первую очередь данная необходимость диктуется важностью создания и развития собственной школы, собственного лица, узнаваемости, индивидуальности ВУЗа, что говорит о качестве самого ВУЗа и специалистов подготавливаемых данным учебным заведением.

В соответствии с вышесказанным определяются следующие цели создания методических пособий:

  • Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Социокультурная компетенция – расширение объема знаний о социокультурной специфике изучаемого предмета, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся;

Компенсаторная компетенция – совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита знаний по предмету, в том числе в профильно-ориентированных ситуациях общения;

Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению изучаемым предметом, повышать ее продуктивность, а также использовать изучаемый предмет в целях продолжения образования и самообразования, в том числе в рамках выбранного профиля. Ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения предмета, в том числе с использованием новых информационных технологий.

  • Развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению предмета; приобретение опыта творческой деятельности проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого предмета, в том числе в русле выбранного профиля.
  • Формирование общеучебных умений, практических навыков и способов работать с информацией, формирование критического и творческого мышления. Таким образом, важнейшим направлением в обучении является ориентация на формирование умений работы с информацией (поиск дополнительной информации, ее анализ, оценка значимости для решения поставленной проблемы, обобщение, выводы, прогнозирование дальнейшего развития и др.). В пособии могут  быть предусмотрены специальные задания, рассчитанные на совместную деятельность в малых группах сотрудничества, поиск дополнительной информации с указанием соответствующих ресурсов Интернета, задания для организации дискуссий, проектной деятельности, в том числе и телекоммуникационной разных типов, включая и международные телекоммуникационные проекты, исследовательской деятельности, задания, рассчитанные на организацию ситуационного анализа, а также рекомендации с целью формирования способности к рефлексии.
  • Ориентация на формирование информационной культуры учащихся. Методическое пособие должно быть ориентировано на формирование и развитие информационной культуры учащихся. Это предполагает усиление внимания к развитию коммуникативно-когнитивных умений, таких как:

- самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы;

- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в Интернете;

- извлекать нужную информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.);

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

- отделять основную информацию от второстепенной;

- критически оценивать достоверность воспринимаемой информации;

- передавать содержание информации адекватно поставленной цели;

- развернуто, аргументировано обосновывать свои суждения, давать определения, приводить доказательства, иллюстрировать их с помощью примеров;

- создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных технологий.

Руководствуясь этими целями кафедрой патологии ТГУ им. Г.Р. Державина было создано учебно-методическое пособие «НЕКОТОРЫЕ ПАРАКЛИНИЧЕКСИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА: НОРМА И ПАТОЛОГИЯ», которое включает широкий спектр параклинических исследований человека, как в состоянии нормы, так и при некоторых патологических процессах, что, несомненно, является хорошим подспорьем в изучении, и наглядном представлении течения и отражения определенных патологических процессов. Так же данное пособие содержит показатели параклинических исследований в педиатрической практике.

Отдельного внимания заслуживает глава «Физиологические и морфологические параметры» и глава «Радионуклидные исследования». Функциональность данного пособия расширяет таблица коэффициентов пересчета лабораторных показателей в международную систему единиц (СИ). Особенностью, даже можно сказать, уникальностью рассматриваемого пособия является довольно удачная попытка объединить и систематизировать показатели параклинических исследований человека в состоянии нормы и патологии, что получилось сделать достаточно емко и лаконично, и позволяет легко ориентироваться в изложенном материале. Все выше сказанное позволяет рекомендовать данное пособие к изучению и использованию не только студентам медицинских ВУЗов, но и практикующим врачам.

Составляйте методические пособия, развивайте свою школу, воспитывайте своих учеников, внесите свою лепту в развитие родного ВУЗа.