Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СЕМЬИ

Извеков И.Н.
Россия, Институт образовательных технологий РАО
izvekov37@mail.ru

Система образования студенческой молодежи определяется набором установленных дисциплин естественного и  гуманитарного циклов, определяемых в полном перечне специальностей (и кодов ОКСО) совокупностью принятых образовательных стандартов и программ, учреждений образования и органов управления ими. Среди дисциплин гуманитарного цикла формирование генеалогической культуры личности на основе изучения истории семьи и поиска возможностей ее развития у современной молодежи XXI века как одной из составляющих духовно-нравственного воспитания, а также и самовоспитания, в этой системе практически в расчет не принимается. Однако за важностью сциентической направленности, ориентированной на получение учащимися знаний основ наук, не следует ослаблять ориентацию на «воспитание» в определении понятия «образование», трактуемого в Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» и предопределяемого как один из важнейших принципов государственной политики.

В условиях экспоненциально развивающейся цивилизации, когда экономику считают главенствующей во всей остальной жизни людей, усугубляется недопонимание подлинной роли гуманизации образования, а целенаправленное воспитание «уходит» из-под контроля образовательных учреждений, и учащимся предоставляется совершенствовать свои личностные качества по собственному усмотрению и желанию или, в лучшем случае,  по рекомендациям и  наставлениям семьи. Среди многих аспектов воспитания в студенческой среде необходимость развития генеалогической культуры, осознания роли преемственности поколений часто декларируются, однако эта проблема остается одной из неизученных, трудоемких и неразработанных. И это несмотря на то, что психика homo sapiens не может обойтись без памяти о прошлом. И как справедливо отмечает С.М. Каштанов «для человека противоестественно выкинуть из  сознания все прошлое, свое, чужое, и жить только текущим моментом» (Каштанов С.М. Апология истории. Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: мат-лы XXV Междунар. научн. конф.: в 2 ч. Ч.I. М., 2013. С. 25). При этом не лишним будет напомнить, что осознанная генеалогическая деятельность студенчества до сих пор не является следствием воспитательных процессов генеалогической направленности ни в семье, ни в образовательных учреждениях, рассматриваемых в образовании по возрастному признаку.

После принятия Конституции РФ в 1993 году, изучение генеалогии и методов генеалогического анализа в возрастных средах растущего поколения становятся легитимным и ощутимо востребованными в воспитании и образовании. Однако отметим, что реализация общих образовательных программ генеалогической направленности в образовательных учреждениях до сих пор отсутствует, также как отсутствует и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию навыков, анализа формирования генеалогической культуры учащихся (в том числе и студенчества). Осознанная генеалогическая деятельность студенчества не может стать эффективной без освоения основ генеалогических знаний, приобретаемых в процессе интеграции ряда смежных наук в гуманитарном цикле (педагогики, истории, вспомогательных исторических дисциплин). Именно эти науки направлены на изучение  образования и развитие семей, исследование биографий отдельных личностей (их социальный статус, вклад в общественную жизнь, в развитие культуры), взаимосвязи породненных семей (отдельных родов) с другими лицами.

Знакомство в учебном процессе образовательных учреждений с генеалогическими дисциплинами и использование их сущностного потенциала в междисциплинарных связях педагогики и гуманитарных наук создают огромные возможности для организации мероприятий не только креативной познавательной деятельности, но и организации духовно-нравственного воспитательного процесса, направленного на оптимизацию процессов социализации семьи и активизации самостоятельной работы студентов. В соответствии с ФГОС ВПО 3-го поколения в части дисциплин по выбору студентов в 2014 году вышла в свет книга: Извеков И.Н. История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы. М. ИНФРА-М, 2013. 169 с. + Доп. Материалы [Электронный ресурс; режим доступа http: /www. Znanium.com] – (Высшее образование: Магистратура). – DOI 10.12737/1072 (www.doi.org)/. 

Пособие адресовано студентам всех специальностей с целью формирования гражданского и профессионального мировоззрения будущих специалистов с учетом роли института семьи в жизни социума и государства. Разработанный учебный курс нацелен на формирование генеалогической культуры студентов как составляющей основы их духовно-нравственного саморазвития и воспитания, гражданственности, социальной компетентности, интеллигентности, патриотизма. Освоение курса студентами способствует целостному восприятию микроистории семьи в истории Отечества, как своего прошлого и воспитанию ответственности перед настоящим и будущим гражданского общества как перед своим будущим, зависящим от их действий в настоящем.

В качестве показателей проявления генеалогической культуры в практической деятельности выступают интересы и мотивы студентов к изучению истоков своих корней; понимание генеалогических закономерностей; наличие установок на изучение истории семьи; поисковой деятельности по сбору информации о семье; сопереживание, эмоциональное отношение к своим родным и близким; творческое оформление и интерпретация результатов генеалогического исследования.

Интерес к родословной студента в курсе «История семьи в истории Отечества» рассматривается как избирательная направленность нравственной потребности личности, которая формируется в процессе изучения истории семьи. В процессе изучения истории родных корней в сознании студента определенным образом переплетаются установки государственных ориентиров на отношения социума и власти, ценностные ориентации педагога, родителей, родственников и самих студентов в вопросах почитания памяти родства своего, которые становятся основой для формирования генеалогической культуры. Рассматривая проблему формирования генеалогической культуры студентов в системе целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения, автором выделены ее структурные компоненты взаимодействия как во внутренних связях: студент – семья – образовательное учреждение, так и на уровне внешних - муниципальный округ, регион, страна. Ожидаемые результаты каждого из взаимодействующих субъектов определяются целями:

- студент: наличие потребностей и интереса к изучению истории семьи, приобретение генеалогических знаний, навыков поисковой и исследовательской деятельности, развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы личности, развитие творческих способностей, установление генеалогической идентичности, преемственности поколений;

- образовательная среда образовательного учреждения: проектирование (моделирование) процесса формирования генеалогической культуры студентов, составление учебных планов и наличие программ, которые позволяли бы гибко реагировать на запросы студентов в генеалогической тематике;

- наличие учебных курсов: «История семьи в истории Отечества», «Историография», «Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании», «Методика генеалогического поиска»; программ для преподавателей, кураторов студенческих групп по основам генеалогии и программ учебно-воспитательной деятельности студентов, дополненных вопросами генеалогического содержания. Использование современных технологий формирования генеалогической культуры и диагностического аппарата определения уровня сформированности генеалогической культуры студентов;

- родительская семья (представители семьи): создание условий для изучения истории семьи; оказание помощи студентам в сборе материалов по истории семьи. Составление домашнего (семейного) архива, родословной (поколенной росписи). Участие семьи в вопросах закрепления преемственности поколений через: почитание родства своего, памяти метрических и значимых (незабываемых) семейных дат, реликвий, традиционных праздников и мероприятий, участие в совместной с детьми (студентами) поисковой и исследовательской деятельности по изучению истории семьи. Участие в просветительских мероприятиях и семинарах по генеалогической тематике, организуемых по инициативе образовательного учреждения;

- студенческий «Центр истории семьи»: создается на базе образовательного учреждения; осуществляет квалифицированные консультации по вопросам исследования истории семьи; проводит «круглые столы», коллоквиумы, конференции генеалогической, гражданской, патриотической направленности, приуроченные к знаменательным датам (с участием представителей семьи). Организовывает участие студентов в генеалогических, патриотических, гражданских, просветительских программах краеведения. Отслеживает систему студенческих (генеалогических) грантов, размещает в СМИ студенческие статьи и решает вопросы с публикацией сборников лучших исследовательских работ студентов; организовывает участие студентов в региональных, межвузовских (областных, городских, районных) и международных научно-практических конференциях, симпозиумах генеалогической тематики;

- муниципальные организации: включение в планы работы по проведению мероприятий генеалогической, гражданской, патриотической направленности; предоставление студентам возможности поиска и изучения документов по истории семьи (в библиотеках, архивах, заповедниках, музеях, учреждениях культуры, культовых учреждениях). Реализация взаимодействия через целостную образовательную среду семьи и образовательного учреждения с окружающей средой на уровне района, города, муниципального округа, региона, страны и реализация этих связей.

Взаимодействие рассмотренных субъектов, проводимого под эгидой образовательного учреждения, направлено на формирование познавательного интереса студентов в экономико-социальном развитии муниципального округа, региона, страны, осознанию истории развития гражданского общества (муниципального округа, региона, страны) через историю конкретных семей. Задача образовательного учреждения - сформировать генеалогические знания и умения, выработать навыки поисковой и исследовательской генеалогической деятельности, организовать исследовательскую деятельность студентов и осуществлять контроль творческого оформления ее результатов. Иными словами, курс «История семьи в истории Отечества» предназначен для обучения студентов основам генеалогии и методам генеалогических разысканий; прививать навыки сбора и систематизация генеалогической информации; составлять планы исследования по истории семьи и приложений к ним: родословной таблицы по схеме восходящего (нисходящего) родства (поколенной росписи) и описи персоналий к ней. Важной задачей курса является привлечение студентов к анализу и обсуждению результатов генеалогических исследований, подготовка их к участию в публичных выступлениях (коллоквиумах), научных конференциях и публикациях.

Таким образом, в решении проблемы воспроизводства «духовных скреп» в консолидации современного российского общества и нравственного воспитания молодёжи генеалогическая педагогика предоставляет дополнительные возможности. Генеалогический подход к воспитанию молодёжи позволяет ей приобщаться не к абстрактным ценностям внешнего свойства, а ощущать свою причастность к более значимым для неё ценностям своих предков, что, в конечном счёте, не может не приводить к высокому воспитательному эффекту.