Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ ЧТЕНИЕМ БАСЕН В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Галинова Ю.Ю., Дриняева О.А.
Россия, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
vip.zalukaeva@mail.ru

Обучение чтению басен – вопрос в методике актуальный. Этим вопросам занимались педагог К.Д. Ушинский, теоретик сценического искусства К.С. Станиславский, методисты и учителя М.А. Рыбникова, Л.А Горбушина,  теоретик выразительного чтения И.В. Буяльский, современные ученые – методисты Л.В. Дмитриева, А.И. Шпунтов  и др. В России басня включается в учебные книги с 1699г. и по настоящее время признается обязательным учебным материалом для уроков чтения с первого класса начальной школы.

Басня – это стихотворное или прозаическое литературное произведение иносказательного характера, содержащее мораль. Она представляет собой краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в иносказательной форме, изображающий человеческие поступки и отношения. Действующими лицами в басне наряду с людьми выступают животные, растения, вещи и т.п.

Изучение басен в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств посредством художественного слова. Нами были проанализированы литературные хрестоматии для начальной школы следующих авторов: Л.А. Ефросининой, Р.Н. Бунеева, Е.А. Нефедовой, О.В. Узоровой, В.Г. Горецкого В данных хрестоматиях содержатся басни Эзопа, И.А. Крылова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.

Подготовка к выразительному чтению басен в младших классах является многоуровневой и комплексной. Она состоит из нескольких этапов. Первый этап совпадает с литературоведческим анализом. На этом этапе возможно использовать беседу по восприятию содержания басни, словесное рисование. Важно выяснить: на какие две части делится басня?; чему учит басня?; кто из героев вызывает положительные или отрицательные эмоции? В результате литературоведческого анализа выясняется замысел баснописца.

Второй этап – это выявление представлений у детей об исполнительской задаче (сверхзадаче) художественного прочтения басни. Представление о сверхзадаче возможно выявить посредством следующих вопросов: какие чувства вы хотите пробудить у слушателей?; кто из героев достоин одобрения?; с кого не следует брать пример?; с каким настроением нужно читать данную басню? Третий этап содержит определение особенностей выразительного чтения басен. Как свидетельствуют современники И. А. Крылова: «Он читал свои басни таким тоном, в такой простодушной и безыскусственной манере, что это его чтение можно было принять за продолжение житейского разговора». Теория чтецкого искусства продолжает традицию естественного, непринужденного исполнения басенного жанра. Когда басню читает один человек, то он выступает как бы в роли автора. Он не играет, не перевоплощается в персонажей басни, а рассказывает о том, что они делают и что говорят. Он передает их слова с собственной оценкой.  Когда басня читается по ролям, то здесь допускаются элементы игры. Слова произносятся от лица самих персонажей. Смеется тот, кто наблюдает их со стороны, сами же они действуют с полной серьёзностью.

Чтобы выяснить умения и навыки младших школьников художественного исполнения  басен, был проведен констатирующий эксперимент в двух четвертых классах МАОУ Лицей № 28 им. Рябова и МАОУ СОШ №36 г. Тамбова. Он проводился в форме теста, который включал задания по интонации. Трестирующиеся должны были выделить логические ударения, расставить паузы, выбрать нужный темп прочтения.

Диаграмма, отражающая интонационные умения и навыки младших      школьников                                                                                               4 А  4 Е

На примере экспериментального класса мы видим, что четвероклассники затрудняются при чтении морали басни, неверно выделяют логическое ударение, не всегда держат психологическую паузу.

Для того, чтобы совершенствовать умения и навыки школьников по выразительному чтению басен, был проведен формирующий эксперимент в течение учебного года. Для него разработан комплекс специальных упражнений, состоящий из нескольких блоков.

I блок посвящен формированию у учащихся навыков по технике речи.

II блок включает в себя интонационные упражнения, а именно: работа над логическим ударением, паузами, темпом. Возможно, целесообразно дать детям правила о постановке логических ударений в адаптированном виде. Прежде всего, следует большое внимание уделить художественным паузам. Художественная пауза находится между самой басней и моралью.  Психологическая пауза имеет право приостановить течение речи на каком угодно слове и зависит от творческого замысла баснописца. В ней как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и зарождается то новое, что будет выражено в последующей речи.

III блок содержит работу над невербальными средствами общения. Сюда входят упражнения, позволяющие выбрать нужную позу, мимику, жесты при исполнении басни. Они способствуют пониманию идейного содержания произведения. Особенно нам помог в этом «Словарь мимики и жестов» А.А. Акишиной. Дети научились наблюдать над своей мимикой, а также за мимикой товарищей. Интересно проходили занятия с использованием словарных статей из этого справочника.

На примере басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» дети учились мимике удивления и недовольство одновременно.

IV блок посвящен работе с фонотекой и образцовому чтению учителя. Он предполагает наличие в методической копилке учителя фонотеки с образцовым чтением басенных произведений. В работе с фонотекой используют следующие приемы: выделение слов, на которые падает логическое ударение, анализ художественных пауз, темпа прочтения, комплексное обсуждение образцового чтения, собственная версия прочтения басни и т. д.

Таким образом, выразительность чтения в результате осознания его исполнительской задачи значительно повышается, так как ученик стремится донести до слушателей то, что понимает и чувствует сам, что наиболее интересно и важно в тексте с его точки зрения. Поэтому в начальной школе следует больше внимания уделять художественному слову.