Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ

Конова С.А.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
prosti-menia2010@mail.ru

Профессионально-творческое саморазвитие студента вуза - это творческое саморазвитие его личности в образовательной среде вуза, обеспечивающее диалектическую творческую самореализацию в учебно-профессиональной деятельности. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе – это единство процессов профессионально-творческого саморазвития студента, осуществляемых в конструктивном взаимодействии с преподавателем.

Студенчество ? сензитивный период саморазвития, затрагивающего все внутренние сферы человека. Главнейшими новообразованиями этого периода являются развивающееся мировоззрение, образование целостного представления о себе, развитие профессионального самоопределения, способности к саморазвитию. При анализе особенностей процесса саморазвития студентов ВУЗа мы, прежде всего, подразумеваем его профессиональную направленность как стремление к самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Способности к саморазвитию мы определяем как индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, умений и навыков для решения конкретных жизненных проблем. Еще Л.С. Выготский отмечал, что развитие способностей – это, прежде всего, овладение субъектом своими способностями.

Результатом развития способности к саморазвитию должны стать: устойчивая мотивация к саморазвитию, готовность к саморазвитию и овладение субъектом способностью самоуправления, включающей в себя восемь компонентов: «способность ориентироваться в ситуации, умение видеть проблему и анализировать противоречия; прогнозирование; целеполагание; планирование; формирование критериев оценки качества; принятие решения к действию; самоконтроль; коррекция» (Л.Н. Куликова).

Технология обучения профессионально – творческому саморазвитию личности требует иной, по сравнению с традиционным обучением, организации учебных занятий. Приоритет отдается целям профессионально – творческой самореализации учащихся, затем формам и методам обучения, позволяющим не только организовать плодотворную деятельность, но и обучить их методам и средствам творческого саморазвития личности.

Содержание образования, составляющее основу организации традиционного обучения, в технологии творческого саморазвития личности – более гибкая структура, подчиняющаяся и видоизменяющаяся под активным воздействием организационных форм. Профессиональные цели и творческие активности самих обучающихся, при условии, что они находятся на достаточно сознательном и организационном уровне процесса, то есть способны к самоопределению, адекватной самооценке, целепологанию, имеют навыки самоорганизации для достижения поставленных целей.

Технология обучения основывается на реализации индивидуальной траектории творческого саморазвития личности каждого студента. Доля общности и универсальности в организации процесса управления и самоуправления учебной деятельностью при использовании ее разными педагогами при различных обстоятельствах. Она должна быть достаточно гибкой для учета индивидуальных особенностей студентов, их интересов; характера и мастерства педагога; профиля учебного заведения. Иными словами, технология обучения должна иметь вариативный и коррекционный характер (И.А. Шаршов).

Поскольку система непрерывного образования является многоуровневой, то на каждом уровне профессиональная подготовка должна обеспечивать возможность дальнейшего саморазвития обучающихся, их успешную адаптацию к изменяющемуся миру.

При реализации технологии творческого саморазвития личность приводят к осознанию необходимости такого процесса, самостоятельной постановки целей, овладения формами, методами и средствами их решения, построения индивидуальной стратегии и ее реализации.

Сформулируем 5 этапов технологии профессионально – творческого саморазвития:

-                   Диагностика, стимуляция мотивационной установки обучающихся на процессе творческого саморазвития личности: выявляет уровень готовности учащихся и степень выраженности качества и способностей, необходимых им для запуска процесса творческого саморазвития личности.

-                   Включение студентов в организацию процесса творческого саморазвития личности, составление программы собственного профессионально – творческого развития. Без подключения их к реализации этого происходит лишь внешнее формирование преподавателями профессионально значимых качеств, но не профессионально – творческое саморазвитие личности. Они выбирают образовательные ориентиры; выстраивают совместно с педагогом приоритеты и сферы внимания, определяют формы и методы деятельности, намечают тактические и стратегические цели.

-                   Повышение степени активности студентов в организации собственного процесса творческого саморазвития личности, теоретической и практической готовности к его реализации.

-                   Реализация процесса творческого саморазвития личности учащихся в профессиональной деятельности, организация их профессионально – ориентированной самообразовательной деятельности. Роль преподавателя заключается в создании ситуаций, приближенных к будущей профессиональной деятельности студентов, корректировке их самостоятельной работы, помощи в применении способов и приемов самообразовательной деятельности, анализе результатов и многого другого. Задача студента – не просто реализовать свою программу, а усвоить основные элементы творческой самостоятельной образовательной деятельности, научиться сопоставлять свои профессиональные достижения с эталонами и результатами одногрупников, реализовать свою индивидуальность в коллективном деле.