Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

Григорьев И.Н.
кандидат педагогических наук, директор культурно-выставочного  комплекса «ИзмайловскоеГубайлово»  (г. Москва)

Воспитание гражданской активности стало приоритетным направлением государственной культурной и образовательной политики, о чем свидетельствуют принятые законодательные документы, среди которых  государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», Федеральный закон «О добровольчестве (волонтерстве)», который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Анализ многочисленных источников позволил определить недостаточную разработанность такого аспекта проблемы организации социально-культурной деятельности, как формирование гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности.

Изучение данного аспекта проблемы позволило нам сформулировать понятие гражданской активности, под которым мы понимаем интегративное качество личности, которое необходимо для полноценного включения в общественную жизнь и социально-политические процессы, для выполнения гражданского долга и гражданских обязательств, реализации всего спектра функций гражданского участия, как на уровне государственных структур, так и в деятельности общественных объединений и организаций.Сущность процесса формирования гражданской активности молодежи определяется тем, что этот процесс является частью общего развития личности и в целом соответствует общим закономерностям социализации.

Учитывая то, что гражданственность - это нравственная характеристика личности, оценивающая отношения человека к обществу, гражданское воспитаниетрактуется как воспитание правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу.

Для выражения поведенческой стороны понятия «гражданственность» используется термин «гражданская позиция» - это общественно-личностное образование, основанное на научном мировоззрении человека и приобретенном социально-правовом опыте, выражающейся в социально-значимой направленности отношений личности к обществу, к своей деятельности, к другим людям и к себе самому.

Понятие гражданственности включает в себя:

- понимание своих прав и свобод, а также умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;

- личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых обязательств перед обществом и государством;

- способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями.

Определение сущности понятия «гражданская активность» связано с последовательным анализом не только понятия «гражданственность», но  и функций гражданственности.

Учитывая то, что гражданственность - это нравственная характеристика личности, оценивающая отношения человека к обществу, гражданское воспитаниетрактуется как воспитание правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу.

Для выражения поведенческой стороны понятия «гражданственность» используется термин «гражданская позиция» - это общественно-личностное образование, основанное на научном мировоззрении человека и приобретенном социально-правовом опыте, выражающейся в социально-значимой направленности отношений личности к обществу, к своей деятельности, к другим людям и к себе самому.

Понятие гражданственности включает в себя:

- понимание своих прав и свобод, а также умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;

- личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых обязательств перед обществом и государством;

- способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями.

Когда происходит осознание своих гражданских обязанностей, гордости за страну, потребности в ее защите, достижение не только личных, но и общественных интересов, социальная активность становится основой поведения, тогда можно говорить о наличии у человека гражданской позиции, гражданской направленности личности, гражданских ценностей.

Наиболее ярко проследить воспитание гражданской активности можно на сайте «Доброволецъ», в направлении помощь детям, где отмечается роль волонтерских организаций в этом процессе.

Так, список волонтерских организаций работающих в Москве и представленных на сайте составляет 18. Среди которых, инициативная группа «Доноры Детям». У ребят нет постоянного состава или «членства в обществе». Волонтеры устраивают занятия кружков в гематологическом отделении, детские конкурсы и походы в театр для детей и родителей, организовывали сбор средств на поиск доноров костного мозга и лекарства.

Клуб волонтеров – это группа единомышленников, объеденных желанием сделать жизнь детей-сирот чуточку ярче. Напомнить детям о том, что жизнь прекрасна, показать, что за стенами «казенного дома» есть люди, которые всегда рады общению и готовы прийти на помощь, — их друзья, пожалуй, это основная задача Клуба волонтеров.

Фонд «ДетскиеДомики» начал свое существование 1 ноября 2003 года, поставив перед собой задачу: создание единого информационного пространства, посвященного детям-сиротам и детям с особенностями в развитии. И им это удалось! 4 сентября 2006 года портал ДетскиеДомики.ру перестал быть частной инициативой и стал проектом Фонда «Детские Домики». Сегодня он предоставляет возможности для обмена опытом сотрудников детских сиротских и коррекционных учреждений, сотрудников благотворительных организаций, добровольцев, оказывающих помощь детям, а также содействует сиротским и коррекционным учреждениям, семьям в получении гуманитарной и спонсорской помощи.

Интересен опыт такого движения как «Седьмой лепесток» — это волонтерская группа детского отделения Московского областного онкологического диспансера. Пациентам детского отделения нужны друзья. Это может быть как один человек, так и семья, группа друзей, участники различных форумов и клубов, которые смогут взять шефство над конкретным ребёнком и помочь пройти ему весь путь к выздоровлению. Можно перезваниваться, навещать, общаться, дарить подарки с поводом и без. Если есть возможность, то оказывать поддержку в покупке лекарств, одежды, продуктов[1].

Межрегиональная общественная организация помощи детям и подросткам «Добрая планета» ставит целью содействоватьв подготовке выпускников детских домов, приютов и школ-интернатов к социальной адаптации. Направленность программы на сбалансированное решение разноплановых проблем детей-сирот предполагает реализацию комплексного подхода к взаимодействию с детскими сиротскими учреждениями, а также последующую интеграцию предложенных мер в общую концепцию государственного социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В программу включен комплекс мероприятий по содействию социальной адаптации и интеграции в современное общество выпускников детских домов, приютов и школ-интернатов. Один из последних проектов МОО «Добрая планета» - это проект «Родительский день». Цель проекта: Создать благоприятную эмоциональную атмосферу, обеспечивающую детям психологический комфорт, создающий ощущение безусловной любви и защищенности, как в благополучной семье.

Региональный общественный фонд помощи престарелым «Доброе Дело» был учрежден в Москве в 2000 г. как некоммерческая организация для выполнения следующей миссии: содействие улучшению качества жизни пожилых и старых людей — жертв тоталитарных режимов путем организации медицинской, социальной и исторической реабилитации.

Таким образом, формирование гражданской активности молодежи представляет собой процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом, в связи с чем необходимо осознание каждым человеком себя как полноправной личности, осознание своих прав и обязанностей.



[1]http://volunteer.yojo.ru/