Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Тараканова И. Ю.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация,
студентка 4 курса кафедры «Социально-культурной деятельности»

 Чвалун Е. И.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация,
студент 4 курса кафедры «Социально-культурной деятельности»

 Юшина А.О.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
студентка 4 курсакафедры «Социально-культурной деятельности»

На современном этапе основные проблемы педагогической науки возникают вследствие демократизации не только образовательных технологий и методик воспитания, но и процессов, предполагающих  свободный выбор стратегий педагогического воздействия в культурно- образовательных учреждениях, занимающихся духовно-нравственным воспитанием, сохранением и возрождением культурного наследия региона.

Все это, безусловно, благотворно влияет на создание условий для развития педагогического творчества с одной стороны, а с другой приводит к    возникновению противоречий в выработке единой образовательно – воспитательной линии, как системы, направленной на конечный результат. Разрешение этих противоречий происходит посредством требований, предъявляемых к педагогическому коллективу в учреждениях культурно-образовательного типа.

Коллектив – это высокоразвитая общность людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали.  Групповая сплоченность  педагогического коллектива возникает лишь в случае, когда каждый из его   субъектов прилагает максимум  усилий для  решения задач повышения эффективности общей  деятельности, при условии принятия решений совместными усилиями в единой программе действий по сохранению и возрождению культурного наследия региона, а также на основании следующих принципов:

1 -   дифференцированность  педагогических решений и воздействий на личность;

2 – системный подход в решении проблем, их профилактика;

3 – перспективность поставленных задач;

4 – преемственность   между лучшими традициями и инновациями,  планированием и результатом;

5 -  согласованность     содержания, методов и средств  в  достижении целей. 

Рассмотрим уровни работы педагогического коллектива  в культурно-образовательных учреждениях с различными категориями аудиторией:

1)                        «Авторитарное воздействие» возможно в случае, когда обучаемые и воспитуемые не проявляют желания и потребности в совершенствовании своего интеллектуального уровня, не имеют навыков в организации своей учебной работы. Усилия педагогов заключаются в разработке четких указаний и инструкций, постоянном контроле качества  учебно – воспитательных воздействий,  в указании на ошибки и хорошие промежуточные результаты, поощрении выполненной  работы. 

2)                        Уровень «первых шагов к самоуправлению» возможен в организации педагогического процесса, где обучаемые и воспитуемые  проявляют достаточную заинтересованность, имеют определенные навыки работы, а также выполняют задания, предложенные педагогическим коллективом в целом и каждым отдельным педагогом в частности. Дальнейшее развитие такой аудитории требует поощрения  их инициативности, предоставление им творческой свободы и самостоятельности, создание атмосферы сотрудничества с введением элементов  самоконтроля. В таких случаях педагогам следует  ограничить прямые указания  и  тотальный контроль  за каждым действием обучаемых и воспитуемых. Эффективным способом развития  активности такой группы является постановка целей с отсутствием уточнений относительно способов их реализации, а лишь опорой на их групповой авторитет в организации их творческой работы.

3)                        «Уровень передачи полномочий»  возможен,  когда  педагогический коллектив имеет дело соаудиторией, как высокоразвитой  общностью. Несмотря на высокие результаты деятельности внутри группы в этом случае необходимы усилия для  дальнейшего продвижения к совершенным формам взаимодействия и еще более высоким результатам деятельности.  Здесь необходимо ставить цели и достигать согласия по отношению к ним, предоставлять необходимые права и полномочия студентам для самостоятельного решения проблемы;  следует избегать вмешательства в дела и оказывать поддержку при условии поступления просьбы на этот счет[1].

Последний уровень – это наиболее благоприятная почва для педагогической деятельности, способная при умелом  руководстве привести к достаточно высоким результатам в вопросах подготовки высококвалифицированных специалистов, а также формирования и развития высоконравственной разносторонней  личности.  Этого можно достичь, пройдя успешно первые два уровня, это как итог слаженной педагогической деятельности, как итог добросовестно – проделанной работы.

Педагогическое мастерство в этом направлении предъявляет  к личности отдельного педагога и коллектива в целом высокие требования, одним из которых является педагогическая культура специалиста в сфере образования.  Обоснование парадигмы личностно-ориентированного образования определяет наиболее существенные качества педагога культурно-образовательного учреждения, необходимые ему для работы в современных  условиях, в частности, такие как:

  • ценностное отношение к обучаемым и воспитуемым, культуре, творчеству;
  • гуманная педагогическая позиция;
  • забота о развитии и поддержке индивидуальности каждого как личности;
  • способность придавать личностно-смысловую направленность содержанию образования в учреждениях культурно-образовательного типа.

Педагогическая  культура  рассматривается с позиции аксеологического,  деятельностного, личностного подходов и выглядит как динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения педагогического работника.

В личностно-ориентированном образовании существенным образом изменяются позиции и способы взаимодействия педагога с обучаемыми и воспитуемыми в процессе учебно-познавательной и педагогической деятельности. Ученик становится субъектом познания, общения, оценки, деятельности, собственной жизни, он способен мыслить и творить, любить и сопереживать, развивать себя по законам красоты и добра.

Педагог  выполняет функции соучастника познавательной деятельности, консультанта, помощника в познании, творчестве, общении, он помогает выстроить свой мир ценностей, усвоить систему знаний о мире, овладевать способами деятельности и жизнетворчества.

Психолого-педагогическая компетентность педагога в культурно-образовательных учреждениях наполняется новым содержанием, что отражается в таких характеристиках педагогической деятельности как:

  • владение методами диагностики личностного развития;
  • владение способами личностного развития обучаемых и воспитуемых;
  • умение выделять личностные смыслы в содержании образования;
  • умение обучать,  педагогически мыслить и действовать: ставить задачи, проектировать и выполнять действия, изучать результаты; владеть технологиями личностно-ориентированного образования и др.[2]

В число компонентов педагогической деятельности наряду с традиционными, привычными педагогическими действиями  включены и такие, которые определяют специфику работы культурно-образовательных учреждений;

  • выделение ценностных смыслов в содержании образования;
  • поддержка интересов и способностей обучаемых и воспитуемых;
  • обучение способам личностного развития;
  • обучение приемам самоанализа, самооценки, самоконтроля;
  • поддержка активности, творчества;
  • использование педагогических технологий на диалоговой, личностно-смысловой, проблемной основе и др.

Таким образом, важно подчеркнуть, что функционирование педагогического коллектива в  культурно-образовательных учреждениях во многом определяет результаты систематического образования и воспитания и зависит оно, прежде всего,  от мастерства каждого педагога в частности и от того, насколько его собственные задачи подчинены единой целевой программе  культурно-образовательного учреждения.

Список использованных источников:

  1. Будик И.Б. Методические основы формирования профессионально значимых качеств специалиста в условиях колледжа: Дис. соиск. уч. ст. к.п.н….М. 1999., 169 с.
  2. Гонтарева О.В.Научно-педагогические условия развития негосударственного общеобразовательного учреждения. Автор.Дис. соис. уч. ст. к.п.н. М. 2006