Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

МОЛОДЕЖНЫЙ ДОСУГ КАК ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА

Шарковская Н.В.
Московский государственный университет культуры и искусств, г. Москва, Российская Федерация,
доктор педагогических наук, доцент
e-mail: 7948493@mail.ru

Среди ведущих факторов, предопределяющих рассмотрение досуга современной молодежи как открытой социально-культурной системы, выступает творческая направленность.

Досуг с творческой нацеленностью – это потребность личности к преобразовательным процессам в организации своей культурной жизнедеятельности, реализуемая как в субъективном пространстве, так и контактах с культурной средой. Вследствие этого личностью глубинно осознается цель построения плана проведения досуга.

Данная духовная потребность складывается на основе приобретенного витального и культурного опыта, имеющего свою локализацию в общественной практике, а также в ходе ознакомления с инновационными идеями в самых разных аспектах досуговой деятельности. Как раз это развивает творческий потенциал личности в соответствии с ее установками на поиск новых сфер осуществления досуга.

Таким образом, у личности вырабатываются собственные модели досугового поведения не только в виде активных действий в свободное от основных занятий время, но и как меры самореализации.

Побуждая личность соизмерять достигнутые успехи со своими возможностями, творческая составляющая досуга позволяет сопрягать индивидуальные характеристики с информационной, просветительской и художественной направленностью.

Творческая направленность досуга, как правило, не имеет своей целью создание нового социально значимого продукта. Основным результатом выступает личностное совершенствование субъекта. Вне всякого сомнения, участник досуговой деятельности самостоятельно созидает свой культурный продукт, и в тоже время он рассматривает его обычно в виде средства для достижения оптимальных результатов в конкретной жизненной ситуации.

Представим перспективные формы молодежного досуга, предполагающие реализацию творческого потенциала личности.

Дизайнерский досуг. Данный вид досуга ориентирован на увлеченность «творческим рукоделием»:

- декорирование предметов (классический и творческий квиллинг, нейл-дизайн, «декупаж», оформление открыток, личных страниц и сайтов; разных объектов, в том числе интерьера квартир.

- создание авторского оригинального имиджа;

- цифровое ретуширование фотоизображений, в том числе фотопортретов с целью репрезентации внешности в Интернете (Photoshop-технологии);

- моделирование и художественное оформление одежды.

Дизайнерская деятельность как интегративный способ познания современного мира, ориентирована на формирование культурного опыта, эстетизацию мини-пространства, окружающего личность, а в целом на мотивацию к овладению доступными видами художественного творчества.

Клубы исторической реконструкции по месту жительства, учебы. Цель клубов – сохранение культурно-исторического наследия, формирование традиций активного отдыха при проведении массовых мероприятий. Направленность клубов на активизацию социального поведения молодежи, вовлечение ее в решение конкретных задач, связанных с гражданским и физическим видами социального воспитания как составных частей базовой культуры личности, достигается в процессе воссоздания реалий того или иного исторического периода с максимальной точностью. Кульминационная составляющая процесса реконструкции – полное постижение основ материальной и духовной культуры избранной эпохи, когда «исторические факты и явления начинают оживать в режиме реального времени» от периода Античности до конца прошлого века.

Онлайн-клубы по интересам. «Визитные карточки» клубов в виде информации о своей деятельности способствуют организации молодых людей в мобильные онлайн - группы по сходству любительских интересов и общности ценностей вокруг значимой проблемы (образовательно-просветительской, спортивной, туристической и пр.).

С целью создания того или иного культурного продукта (проекта) коллективными способами используется разнообразный диапазон информационных средств: веб-страницы и веб-журналы, аудио и видеофайлы, блоги, что в целом предполагает интерактивное сотрудничество.

Интернет-конкурсы. Разнообразие тематической сферы конкурсов (авторская песня, документальное видео, конкурс гитаристов и т.д.), сочетающих как традиционные, так и новационные методы проведения (компьютерная графика, анимация), открывает возможность не только участия, но и наблюдения за ходом проведения конкретного конкурса, а также самооценивания своих специальных способностей (музыкальных, литературных, сценических, художественных).

Интеллектуальные игры.Игры в шахматы, нарды, покер, этнокультурные виды игр, например, русские шашки, а также рефлексивные игры, прежде всего организационно-деятельностные как феномены интеллектуальной культуры, развивают личность молодого человека в аспекте соблюдения двух типов норм: норм предметных действий в принятии личных решений и норм социальных взаимодействий в культурной среде.

Командный характер студенческой интеллектуальной игры «Гаудеамесс», а также игр «Что? Где? Когда?», «Парламентские дебаты» и др., основанных на принципах диалогического общения и установления партнерских отношений, стимулирует творческую активность участников, способствует их самоактуализации.

Любительское театральное искусство.Цель – культуротворческое развитие личности, в том числе самореализация в актерском искусстве, формирование способности к эмоциональной эмпатии - вчувствованию в переживания других при организации конкретного концерта, представления, а главное достижение сходства поведенческих и эмоциональных реакций на действия участников самодеятельного театрального коллектива, студии.

Реализация данной цели возможна при осуществлении совместной созидательной художественной деятельности, ориентированной на создание атмосферы внутренней свободы участников коллективного театрального проекта и формирование опыта демонстрации результатов творческого процесса в нем.

Коллекционирование как социально-культурная практика.Увлеченность систематическим собиранием предметов одного жанра, представляющих художественный, научный, исторический интерес, наполнена общественным и культурным смысловым содержанием. Как деятельность, осуществляемая в свободное время, коллекционирование обладает способностью переходить в постоянное привычное занятие (хобби), а главное, способствует освоению и научному познанию картины мира, культурных его ценностей.

Фестивальные туры, ландшафтные спектакли. Как новые модели  социально-культурных мероприятий, осуществляемых с целью повышения  духовного уровня развития молодежи, формирования художественной и экологической активности, а также расширения мировоззренческого потенциала. Как явления художественной жизни, они  отличаются особой атмосферой создания праздничного настроения, единого культурного пространства, а также оригинальностью репертуарного предложения. Разнообразие жанров фестивальных туров и ландшафтных спектаклей открывает возможность доступного познания конкретной формы этого зрелищного вида искусства, отвечающего стилю жизни современного молодого человека.

Обзорно представленные виды молодежного досуга присущи личности с творческой направленностью социально-культурной активности, которая формируется при адекватном соотношении ее мотивационной и эмоционально-волевой сфер в конкретных культурно-типовых ситуациях. Именно творческая составляющая позволяет регулировать процессы высвобождения созидательного потенциала личности через мобильность в освоении перспективных видов досуга и стабилизацию принятых решений участия в них.