Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ КАК ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Мельник М.А.
преподаватель Московского военно-музыкального училища,
аспирант кафедры социально-культурной деятельности  Московского государственного университета культуры и искусств
maikland2008@mail.ru

Одним из оригинальных направлений межкультурной коммуникации, обладающих своей спецификой, можно назвать контакты в области музыкального искусства. Этот вид творчества обладает исключительной  эмоциональной силой, способной вовлекать в общение обширную аудиторию и объединять людей разных наций, религиозной принадлежности и культурных традиций. Международные музыкальные связи являются древнейшей формой творческого общения людей. Сегодня связи в области музыки – одно из наиболее массовых и эмоционально наполненных проявлений культурного обмена людей всех рас и национальностей, принадлежности. Такое активное участие в международном музыкальном обмене определено самой природой музыки, интернациональной по сути.

Международные связи в области музыки – одно из наиболее старых, традиционных направлений культурного обмена, т.к. они связаны с древнейшими формами человеческой культуры. Музыка, литература, театр зародились много тысяч лет назад. Так в период древних государств: государства Междуречья, Древний Египет (V- IV тыс. до н.э.) были развиты музыкальная литературная культура. Свое дальнейшее развитие они в Древней Греции, которая считается родиной театра. Считается, что первый театр появился в VI в. до н.э. в Афинах, хотя прообраз первых театральных представлений можно увидеть и раньше, во времена Крито-микенской цивилизации (XII-IX вв. до н.э.)

Сегодня международные музыкальные связи могут развиваться в следующих формах: музыкальные конкурсы и фестивали, гастрольный и репертуарный обмены, совместные творческие акции (совместные постановки, приглашение зарубежного дирижёра, солиста и т.п.) [1. С.122]. Следует отметить, что коммуникация в области музыки происходит не на вербальном уровне. Талант автора и эмоциональная сила произведения делают его доступным и понятным  самой разнообразной аудитории. Коммуникации в данной сфере осуществляются по иным каналам и имеют другие проблемы и результаты, чем в иных формах культурного диалога.  Благодаря таланту авторов музыкальных произведений происходит сближение народов, представляющих разные культуры, выявляются общие проблемы, формируется уникальная художественная среда, география которой значительно отличается от традиционной, принятой, например, в международных отношениях. Развитие музыкального творчества невозможно представить без межкультурной коммуникации, которая протекает в профессиональной среде композиторов, дирижёров, авторов, исполнителей, так и в аудитории зрителей. Эта особенность породила множество форм межкультурных коммуникаций в вышеупомянутых видах творчества.         

Международные музыкальные связи имеют общую природу и давнюю историю. Эти направления международного культурного обмена в течение долгого времени были тесно связаны между собой, поэтому и в настоящее время они имеют общую специфику воздействия на аудиторию и сходные закономерности развития. Бесспорно, история музыки восходит к древнейшим цивилизациям и насчитывает не одно тысячелетие, тем не  менее, эволюционируя, они не утратили своего значения в наши дни. Развитие технических средств значительно увеличило аудиторию, вовлечённую в процесс музыкального обмена, чему способствовало появление фестивального движения, который с конца XIX века стал одним из наиболее массовых направлений международного культурного диалога.

Спецификой данного направления международного культурного обмена является обширная аудитория и большое эмоциональное воздействие на слушателей и зрителей. Этот вид искусства обладают исключительными возможностями в формировании позитивного образа страны и народа. Общая природа и закономерности данных явлений отразилась и в сходных формах их проявления в международном культурном обмене. К наиболее ярким формам, в которых проявляются современные международные связи в области музыки можно отнести международные музыкальные фестивали.

Благодаря своей природе, они способствуют формированию позитивного образа государства. Это нашло подтверждение во внешней культурной политике разных стран, включивших музыкальные обмены в число своих приоритетов. В тезисах «Внешней культурной политики России», в частности, также указано на особую роль данных направлений при выработке позитивного образа страны за рубежом. [2, С.76]. Сочетание традиций и новаций способствует интенсивному развитию данного вида творчества и неизменному пополнению аудитории.

По мнению Н.Е. Рябовой, «Фестивальное движение, располагающее огромным числом  форм и методов, реализуется в  культуротворческих, культуроохранных, рекреативных, образовательных  и коммуникативных технологиях социально-культурной деятельности  и представляет собой педагогическую среду воспитания гражданственности у подростков, включающую уровни развития мировоззрения (знания, убеждения, идеалы, ценностные ориентации и др.); поведения (нормы, поступки, установки, и др.), самооценки (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки и др.)» [6, С.146].

Главными задачами музыкальных фестивалей, в глобальном смысле, заключаются в том, что они способствуют активизации международных контактов, т.к. музыкальные связи могут развиваться даже в условиях межгосударственных противоречий, так же они способствуют обогащению национальных культур, сохранению культурного разнообразия в мире. Таким образом,             фестивали можно назвать одним из наиболее интересных явлений международных культурных связей на рубеже веков. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности, расширение географии связано не только с формированием новых коммуникативных процессов и обновлением видов зрелищного общения в структуре современной городской культуры, но и с глобальными политическими изменениями.

  В конце XX века постепенно формируется и утверждается в международной политической практике концепция единого мирового культурного пространства, где каждая страна, сохраняя сложившиеся политические институты, национальную и культурную самобытность, является частью общего культурного пространства. Интегрирующая роль в этом процессе играют международные фестивали, число которых год от года растёт.

  Международные музыкальные фестивали сегодня – это уникальная форма артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур, государственного престижа, а также возможность формирования новой «планетарной» культуры третьего тысячелетия. Кроме того, фестивали играют значительную гуманитарную роль, содействия взаимному познанию и пониманию, в качестве основы для достижения более высокого уровня уважения и доверия между народами. Таким образом, фестивали являются важной формой международного обмена, культурной интеграции, гуманитарных связей на рубеже веков, что позволяет нам обратиться к истории и современному состоянию международного фестивального движения.  [3, С.140] В данном контексте, международный фестиваль уже перерастает свое узкое назначение и социально-прикладную форму: он воспринимается как способ восхождения «…от специфически-музыкального к более широким, культурологическим и социологическим категориям, а через них к осмыслению общечеловеческого содержания, заложенного в произведении». [4, С.5]

Это позволяет рассматривать феномен, с позиций культурной коммуникации и семиотических отношений между субъектами творческого диалога. В целом фестивальная идея позволяет обнаруживать культуротворческий потенциал, благодаря которому музыка переосмысливается из специфического вида искусства в универсальную художественную речь, посредством которой современные музыканты моделируют свое представление об облике мира и человеке, более того, используют его как способ сообщения. Обратившись к изучению проектов музыкальных фестивалей, можно убедиться, что в их концепции отражается актуальная интенция современной культуры – стремление к глобализации символических связей, «многоязычию» исторических, национальных, авторских и прочих элементов, «всемирному» диалогу. В этом, с одной стороны, проявляется мультикультурный характер современности, с другой – закономерные свойства самого фестивального движения. Коммуникативная универсальность – важнейшая черта и одно из главных преимуществ музыкального фестиваля перед традиционными формами организации диалога «музыкант (композитор) – зритель», «музыкант – музыкант».

На чем же основывается этот феномен? Действительно, и современный художник, и современный зритель более всего ожидают от музыкальной акции события, то есть совершающегося прямо на глазах, подчас при активном участии публики, творческого действа. Именно процесс творчества в этом случае и составляет символический смысл встречи творца и зрителя. Подобный тип художественной коммуникации особенно востребован в системе актуальных отношений «музыкант – публика». Ситуация фестивальной коммуникации, напротив, предполагает возможность множественных, разомкнутых связей между адресантом (музыкантом) и адресатом (слушателем). Описание диалога, данное в рамках семиотической теории, по сути, характеризует состояние современного музыкально-фестивального движения, представленного в оценках художественных критиков и культурологов: «Ключевыми словами фестиваля могут быть: открытия, открытость, откровенность»; «Форма фестиваля имеет движение к открытому финалу. <…> Это – живой процесс» [5].

Таким образом, проанализировав социально-культурный потенциал международных музыкальных фестивалей[7] как формы межкультурной коммуникации в области музыки, мы приходим к выводу, что в современных условиях международный музыкальный обмен является важнейшей частью международных культурных связей и всей системы международных отношений. Благодаря своим разнообразным формам и направлениям, музыкальные фестивали  способствуют гуманизации отношений в мире, помогая людям различной национальности лучше узнать и понять друг друга.

Список использованных источников:

  1. Богомолова, Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. – СПб., 2009. – С. 122-125.
  2. Тезисы «Внешняя культурная политика России – год 2000». – С. 76-84.
  3. Богомолова, Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. – СПб., 2009. – С. 140-141.
  4. Демченко, А.И. Концепционный метод музыкально-исторического анализа. – Саратов, 2000.-С.5
  5. Ромащук, И. М. Феномен под названием «Московская осень» // Музыкальная академия. 2010. – № 1. С.13-19
  6. Рябова, Н.Е. Актуализация ценностных смыслов гражданственности в условиях фестиваля самодеятельного художественного творчества детей и подростков [Текст] / Н.Е.Рябова // Вестник МГУКИ.- 2009.-№6.- С. 146 -150.
  7. Ярошенко, Н.Н. Социокультурная деятельность: парадигмы, методология, методика [Текст]: монография / Н.Н.Ярошенко. М.: МГУКИ, 2000.-204 с.