Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ  ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯМОЛОДЕЖИ

Перегудова Т. 

Проблема воспитания патриотизма и героизма у подрастающего поколения всегда была неотъемлемой частью российской культуры. Основываясь на исторической памяти народа, верности традициям и обычаям, героико-патриотическое воспитание в России несло в себе высокий духовно-нравственный потенциал и выступало как элемент мировоззрения человека и его отношения к родной стране.

Российское общество переживает очень сложный период в своей истории, который ученые уже назвали цивилизационным сдвигом. Мы сегодня наблюдаем снижение трудоспособности населения, ухудшение здоровья практически всех возрастных групп: преждевременное старение; рост смертности, в том числе насильственной; депрессивные процессы, начиная с генетических дефектов и кончая иммунологическими проблемами.

В обществе происходит падение нравственности - от уничтожения национальных устоев до девиантного поведения: наркомании, алкоголизма и пр. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности формируется комплекс ущербности и неполноценности нации.

В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического и нравственного кризиса.

Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско-патриотического воспитания. Среди основных направлений гражданско-патриотического воспитания выделяются следующие: военно-патриотическое воспитание; героико-патриотическое воспитание; национально-патриотическое воспитание; гражданское воспитание; гражданско-патриотическое воспитание.

Героико-патриотическое воспитание может быть определено как процесс и результат объективации механизмов духовно-нравственного развития личности при условии, что будет рассматриваться в контексте сложного процесса социализации личности. Поэтому становление гражданина, патриота и героя может быть рассмотрено не столько с точки зрения приобретения личностью духовно-нравственных знаний, отношений, поведения, сколько с позиции выбора ею индивидуального жизненного пути, приобщения к своей стране, своему народу и наличия соответствующих мотивационно-смысловых образований, включенных в субъективную модель успеха личности [1].

Патриотизм появился с возникновением и становлением исторической жизни людей и остается спутником человека на протяжении всей его истории, изменяясь вместе с ней и развиваясь.

С развитием общества, с изменением условий существования человечества менялось и содержание патриотизма. Исторический генезис его связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм является глубоким чувством, которое формировалось у людей на протяжении веков и тысячелетий.

Историко-философский анализ понятия показывает, что патриотизм рассматривался как нравственный и политический принцип, как социальное и высшее моральное чувство, как нравственная и социальная ценность [3], что предполагает рассмотрение его как общественно-исторического явления, обусловленного социально-политическими, экономическими, этнокультурными и другими характеристиками конкретного обществ.

Современные исследователи проблемы патриотического воспитания, рассматривая патриотизм как социально-нравственную ценность, считают необходимым переосмысление его содержания в новых социально-экономических условиях [4].  

Основная задача патриотического воспитания на современном этапе заключается в возрождении чувства истинного патриотизма, которое рассматривается как важнейшая духовно-нравственная и социальная ценность.

Анализ современных исследований показывает зависимость содержания патриотического воспитания от особенностей, динамики и уровня развития нашего общества, состояния его экономической, духовно-политической и других сфер жизни [6]

Чувство патриотизма, обладающее всеми свойствами психоло-гического отношения, с психологической точки зрения рассмотрено в диссертационном исследовании Н.А.Левиной [5]. Оно включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Многие исследователи отмечают важность социально-педагогической направленности в содержании патриотического воспитания, основанной на позитивных мировоззренческих взглядах и позициях по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшим духовно-нравственным, деятельностным качествам (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и др.) [6].

По мнению П.М. Якобсона, чувство патриотизма формируется, в основном, в школьные годы, в дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным [9].

В психолого-педагогических исследованиях В.В.Давыдова, А.В. Запорожца, Н.Н.Поддьякова показано, что формирование представлений об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями, взаимодействиях в обществе, о ценностях своей страны позволяет осознать себя частью общества, государства и быть готовым к патриотически  целесообразной активности [2].

Обращаясь к истории своей страны, своего народа, человек начинает осознавать значение своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином Отчизны, развивается интерес к жизни Родины. Этот интерес А.В. Петровский рассматривает как познавательный аспект социальной потребности человека [7].

Однако знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки [8]. Как показывает проведенный анализ понятия «патриотизм», во всех работах, посвященных этой проблеме, подчеркивается деятельный, активный характер, проявляющийся в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству. Все это дает основание выделить в структуре данного понятия деятельностный, действенно-практический компонент.

В процессе патриотического воспитания деятельность позволяет расширять и углублять патриотическое знания, формировать патриотическое взгляды и убеждения, проявлять патриотические чувства, реализовать потребности и интересы личности. Положительные эмоциональные переживания, связанные с деятельностью патриотического характера, побуждают человека к дальнейшей деятельности, к преодолению препятствий на пути к поставленной цели, что, в свою очередь, способствует формированию умений и навыков, необходимых для практической деятельности, развитию чувств и мотивации более высокого уровня.

Все вышеизложенное обуславливает особое внимание к деятельностному компоненту в героико-патриотическом воспитаниисовременной молодежи.

Список использованных источников:

  1. Белявцев В.А. Военно-патриотическое воспитание студентов университета в условиях профессиональной подготовки на военной кафедре: Дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2000.
  2. Давыдов В.В. Психическое развитие и воспитание в книге: Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1981; Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика. 1985. 200 с.
  3. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма// Педагогика, 1998. № 5.  С. 52-58.
  4. Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Дис. ... канд.филос.наук. М.: ВУ. 1995
  5. Левина Н.А. Типологические особенности развития чувства патриотизма у младших школьников: Автореф. дис. … канд. пс. наук. Тамбов, 2004. 22 с.
  6. Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика, 1998.- №4. С. 40-46.
  7. Петровский А.В. Социальная психология коллектива.М.: Просвещение, 1978.176 с.
  8. Сагатовский В.Н. Деятельность как философская категория // Философские науки, 1978. №2. С. 47 - 55.
  9. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966. С.203.