Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА МЕНЕДЖЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Богданова Д. А.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
Магистранта 1 года обучения направления подготовки «Социально-культурная деятельность»
Кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства
Института гуманитарного и социокультурного образования

Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также от профессиональной подготовки и практического опыта работы [1].

Любой вид деятельности всегда начинается с постановки цели. Цель представляет собой осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Любая деятельность состоит из действий, точнее, из цепочки действий, а значит, она имеет средства и результат [2].

Учреждения культуры располагают огромным арсеналом средств интеллектуально-эмоционального воздействия, имеющих общечеловеческий характер.

Добиться гармонии в использовании выразительных средств, к которым относятся: печатная, наглядная информация, профессиональное и самодеятельное искусство, радиовещание и телевидение, технические (проекционная, звукозаписывающая и звукопроизводящая аппаратура) – очень сложно.

Каждое из этих средств обладает огромными возможностями воздействия на людей, на их мысли, убеждения, поступки, на развитие их интересов и вкусов, деловых, моральных и физических качеств. Достаточно сказать, что только искусство самодеятельное и профессиональное, их различные виды и жанры могут дать огромное число различных вариаций.

Каждое выразительное средство имеет свои психологические и педагогические аспекты воздействия, к тому же все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это обязывает специалистов знать психологические закономерности восприятия происходящего в учреждении культуры.

Возможности свободного выбора выразительных средств воздействия накладывают на специалистов особые требования к качеству подготовки и проведения культурно-досуговых программ [3].

В понятие «метод деятельности учреждения культуры» входит, прежде всего, ответ на вопрос: каким способом, совокупностью каких приемов будет подготовлена и осуществлена та или иная культурно-досуговая программа?

В идеале каждый метод должен соответствовать той или иной форме культурно-досуговой деятельности.

Например, такие формы культурно-досуговых программ, как устные журналы, тематические вечера, народные университеты, обряды и праздники, присущи только учреждениям культуры.

Добиваясь единства содержания и формы, организаторам культурно-досуговой программы необходимо ответить не только на вопрос «как?», то есть решить ту или иную задачу, не только ответить на вопрос «что?», то есть решить содержательную задачу, но и ответить на вопрос «ради чего?» готовить и проводить программу. Неумение определить цель приводит, как правило, к невыразительной форме и, как следствие, недостаточно глубокой подаче и восприятию содержания. Мастерство специалиста культуры в том и заключается, чтобы, оценив характер и цель содержательного материала, избрать единственно приемлемый путь его воплощения.

Многообразие форм, средств и методов, творческий подход к методике культурно-досуговой деятельности, поиски новых форм и методов, их совершенствование – залог успешной деятельности учреждения культуры.

Методика культурно-досуговой деятельности функционирует на основе процесса общения, который проявляется в психологическом настрое людей на участие в деятельности учреждений культуры; психический настрой в значительной степени влияет на самооценку личности и оценку получаемой ею информации, формирует ее готовность к определенному виду деятельности, положительную установку на него.

Здесь важно уметь различать в аудитории массового общения как личность каждого участника, так и отдельные группы, дифференцированно подходить к аудитории, уметь классифицировать ее не только по возрасту, образованию и социальному положению, но и по интересам, жизненному опыту, отношению к данному событию и т.д.

Специфика деятельности учреждений культуры состоит в том, что она проводится не только для посетителей, но и с их помощью, при их активном, добровольном участии в подготовке и проведении массовых культурно-досуговых программ: праздников, различных торжественных обрядов и ритуалов (посвящение в профессию, студенты; проводы призывников в армию, вечера вопросов и ответов, читательские конференции, дискуссии молодежи, диспуты по вопросам морали, искусства, религии и атеизма, семьи и брака, любви и дружбы, дни открытого письма и т.п.), вечеров отдыха, массовых гуляний, работы дискотек, видеосалонов, детских команд, интеллектуальных состязаний типа КВН, спортивных соревнований семейных команд родителей и детей и т.д.

Здесь следует учитывать, что участников совместного проведения досуга побуждает и объединяет его конечный продукт, который первоначально непосредственно отвечает потребностям каждого из них. Однако возникающее при этом простейшее техническое разделение действий приводит к выделению промежуточных, частичных результатов, которые достигаются отдельными участниками коллективной культурно-досуговой деятельности, но которые сами по себе не способны удовлетворять их потребности. Потребность участников удовлетворяется не «промежуточными» результатами, а результатом их совокупной деятельности, получаемой каждым из них в силу связывающих их друг с другом отношений, возникших в процессе культурно-досуговой деятельности.

Анализ показывает, что тот «промежуточный» результат, которому подчиняются процессы, должен быть выделен для человека также и субъективно – в форме представления. Это и есть выделение цели, которая определяет способ и характер его действий в подготовке и проведении культурно-досуговой деятельности.

Профессиональная деятельность менеджера социально-культурной деятельности весьма разнообразна и, как всякая деятельность, имеет мотивацию, цель и средства. Мотивы деятельности, побуждения такого специалиста представляют собой сложное психологическое явление.

Мотивация профессиональной деятельности не ограничивается перечисленным. Устойчивость перечисленных мотивов малоэффективна, если не будет реализовываться один из ведущих мотивов деятельности – материальная заинтересованность.

Таким образом, овладеть одним из важных компонентов профессионального мастерства – это значит разбираться в выразительных средствах, то есть «инструментах», с помощью которых специалисты и актив учреждений культуры могут оказать интеллектуально-эмоциональное воздействие на аудиторию. Профессиональное мастерство менеджера рождается в процессе реальной социокультурной деятельности. Деятельность становится основным компонентом профессионального мастерства.

Список использованных источников:

  1. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2010. – 512 с.
  2. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2003. – 382 с.
  3. Организация культурно-досуговой деятельности : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И. М. Асанова, С. О. Дерябина. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 192 с.